© Alexander Rekun/ Global Look Press/ Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Под «горючий камень» вода не течет
Отечественная угольная промышленность обещает стать одним из главных объектов внимания российских чиновников, ответственных за сырьевую отрасль страны. После объявленного в 2022 году моратория ЕС на импорт «горючего камня» из нашей страны, российские производители переориентировали свои поставки со стран Старого Света на Азиатско-Тихоокеанский регион. Сейчас более 75% экспорта российского угля приходится на Китай, Индию, Турцию и другие страны АТР. Спрос в этих государствах частично компенсирует потерю европейского рынка, однако торговля на дальние расстояния увеличивает транспортные издержки. Кроме того, на фоне антироссийских санкций покупатели требуют предоставления заметных скидок, что также снижает маржу отечественных экспортеров.
По мере ускорения отказа от угля в ведущих экономиках мира, нашим угледобытчикам придется адаптироваться – не только найти новых импортеров, но и развивать более глубокую переработку сырья, поскольку лишь повышение эффективности позволит России сохранить конкурентоспособность и объемы сбыта. При этом в ближайшие годы уголь останется востребованным энергоносителем в Азии и продолжит приносить прибыль. Вместе с тем, на горизонте 2030-2040 годов без эффективного планирования, диверсификации и контроля издержек отрасль рискует окончательно скатиться в финансовую пропасть, что грозит нашей стране как экономическими, так и социальными последствиями.
На сегодняшний день очевидно, что российская угольная промышленность не способна развиваться из-за долговой ямы, в которую угодило примерно треть отечественных шахт. Как заявил замминистра энергетики Дмитрий Исламов, убытки российской угольной отрасли по итогам 2025 года составят 300 млрд рублей, что превышает предварительный прогноз убытков, оцененный в размере 261 млрд рублей, и более чем вдвое превышает убытки 2024 года.
Две беды: логистика и цены
С просьбой оценить перспективы российской угольной отрасли, «МК» обратился к экспертам. На наши вопросы ответили: Руслан Андреев, руководитель проектов КГ «Полилог» и Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.