Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Олдскул» против «Первокурсниц»: чему учат сериалы про учебу

Мария Аронова в сериале «Олдскул».

тестовый баннер под заглавное изображение

Главная героиня сериала «Олдскул» — принципиальная до жути учительница математики с 35-летним стажем. По стечению семейных обстоятельств дама попадает в элитную гимназию, где детишек влиятельных родителей не принято тревожить даже звонками на урок, и получает возможность проверить на прочность свою закалку советского педагога. В итоге трещат не только детские лбы и нажитые годами принципы, но и вера в то, что многие проблемы можно решить душевными беседами, осознанностью и толерантностью.

Мария Аронова, которой досталась роль суровой математички, играет персонажа скорее трагического, чем комедийного. Истеричная дочь учительницы не общается с матерью сама и не пускает бабушку к внучке, оповещая всех за версту о своем тревожном расстройстве; под преподавательской броней титулованного педагога скрывается добрая женщина, готовая всех накормить своими пирогами; к рабочим и личным передрягам добавляется типичная возрастная ситуация, обозначенная как «что лучше: ранний инфаркт или поздний климакс». В общем, заслуженному педагогу СССР не позавидуешь.

Трудно сказать, стремились ли сценаристы снабдить сюжет такой гранью, но иногда создается впечатление, будто старомодная стратегия идти напролом — чуть ли не единственная возможность хоть как-то воздействовать на сложившуюся ситуацию. И в государственной школе, и в продвинутой гимназии царит ментальная антисанитария, причем в воздухе престижного заведения грязи как будто даже больше. У педагога-романтика, вырастившего советских академиков и космонавтов, в новой российской реальности волей-неволей появляется функция милиционера, орудующего указкой как дубинкой. Но что делать, если вокруг жулики и ворье, на которых слова (их сейчас так много, что можно запросто утонуть) никак не действуют.

Наверное, создатели сериала задумывали добрую, не без перца пародию на школьные нравы, но неожиданно вынесли системе образования приговор: человеку с принципами там просто не место. И, видимо, героиня Ароновой это понимает. За жутковатыми очками она прячет глаза, в которых очень много грусти. Что, собственно, нормально для обремененного житейской мудростью человека. Особенно если перед его глазами постоянно маячат глупые чиновники, а также малахольные жертвы социальных сетей и марафонов счастья.

Во втором сезоне «Первокурсниц» Анна Уколова и Екатерина Стулова вернулись к ролям двух дам под сорок, решивших снова стать студентками. В свое время юные первокурсницы были вдохновлены планами на яркое будущее, но из института пришлось уйти, жизнь наполнилась неудачными романами и рабочей рутиной, которая никак не напоминала обсуждаемое в юности открытие роскошного ресторана на побережье.

Возвращение в институт для двух бывших однокурсниц — никак не битва за высшее образование, а попытка перезагрузить жизнь, пошедшую не совсем по тому сценарию, о котором они мечтали. Перезагрузка, естественно, обрастает массой комедийных ситуаций, хотя в глазах главных героинь чаще грусть, чем веселье. На неожиданно возникающих юных ухажеров они смотрят, может быть, и с интересом, но и с пониманием, к чему часто приводит вспыхнувшая романтика. А нажитое умение стелить соломку туда, где можно упасть, не гарантирует новых падений.

Мораль не очень-то утешительная. Студенческая жизнь — как сказка, куда хочется вернуться, но лучше все же пройти через нее в соответствующем возрасте. Впрочем, у дам под сорок свои явные преимущества. Благодаря солидному опыту они хорошо знают, что угасший роман, загнувшийся стартап и другие неприятности — далеко не вся ваша жизнь. И вообще, счастье умеет ждать. Наверное…

Общего у «Первокурсниц» и «Олдскула» совсем немного. Оба сериала так или иначе затрагивают тему образования, и главные роли в них играют безусловные королевы современной российской телекомедии. Но если «Первокурсницы» ассоциируются с поездкой в экономклассе, то «Олдскул» больше напоминает «комфорт». И сюжетные повороты, и диалоги здесь все же побогаче. Еще далеко не «бизнес», но не следует забывать и об изобилии проектов душных, как метро в час пик.

Источник