Фото: kremlin.ru
тестовый баннер под заглавное изображение
«Россия готова после 5 февраля 2026 года продолжить в течение одного года придерживаться центральных количественных ограничений по договору о СНВ. В дальнейшем на основе анализа обстановки нами будет приниматься определенное решение о последующем сохранении указанных добровольных самоограничений», — отметил Путин, уточнив, что для предотвращения дальнейшей гонки вооружений целесообразно сохранить на текущем этапе сложившийся статус-кво.
Напомним, что ДСНВ-3 — это соглашение между Россией и США, подписанное в 2010 году. Договор ограничивает для каждой из сторон количество развернутых ядерных боеголовок 1550 единицами, а носителей (наземные ракеты, ракеты атомных подлодок и бомбардировщики) — 700 единицами. Его действие было продлено до 5 февраля 2026 года.
Переговоры о будущем договора после 2026 года были прерваны США на фоне украинского конфликта. Хотя администрация Джо Байдена позднее предлагала вернуться к теме контроля над вооружениями, Россия сочла невозможным обсуждать эти вопросы в отрыве от других противоречий с Вашингтоном. В Москве также заявили о важности возобновления диалога по стратегической стабильности с новой администрацией США.
Младший научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Максим Черкашин в беседе с «МК» рассказал, что США, в будущем действительно откажутся что-либо менять и предпочтут не провоцировать конфликты.
– Подписывать новый договор — это сложно. Потому что у нас с США разное видение происходящих в мире процессов, в том числе того, что касается стратегической стабильности. Условно говоря, мы хотим, чтобы в ограничительных договоренностях участвовали другие ядерные державы НАТО – Франция и Британия, а Штаты хотят, чтобы в переговорах участвовал Китай. Здесь желания не совпадают.
Это, конечно, только в общих чертах. Там много нюансов, это большая отдельная тема. Выходит так, что подписывать какое-то новое соглашение сложно, а вот сделать вид, что все придерживаются статус-кво, который уже устоялся, — это можно.
Тем более у нас с США есть история соблюдения неформальных договоренностей. Например, по взаимным контактам российских и американских военных в Сирии. И по другим вопросам тоже было. Поэтому я не вижу препятствий для подобного выхода из сложной ситуации.
Мне кажется, что это вполне может быть. Другой вопрос, что сейчас в Вашингтоне все очень быстро меняется и меняется каждый день. Большой вопрос: останется ли там через год та же самая команда? Может быть, там возьмут и всех консультантов уволят. Пока что они все держатся бодро, но, опять же, предыдущие поступки — обычно лучший предсказатель будущего поведения. А в свой первый срок Трамп менял советников и консультантов как перчатки. Так что тут еще много от его настроения зависит.