В Пекине стартовал женский теннисный турнир серии WTA-1000. Одной из претенденток на победу считается россиянка Мирра Андреева. Спортсменка уже прибыла в столицу Китая вместе с мамой. «Вот она – Мирра Андреева!», «Ты лучшая», – кричали в аэропорту Пекина болельщики. И надо сказать, это не просто восторг, любовь китайцев к российским спортсменам – целый феномен! А наши фигуристки Камила Валиева и Алина Загитова для представителей Поднебесной и вовсе небожители, сошедшие на лед творить чудеса.
фото: Pavel Kashaev / Global Look Press / Global Look Press
Фан-клубы российских спортсменов в Китае растут как грибы после дождя, а подарки нашим атлетам от китайских фанатов – это отдельная история. Среди китайских любителей спорта даже ходят слухи, что однажды Алине Загитовой прислали… барабанная дробь… живого павлина! Хотя пока никаких официальных подтвердждений найти этому не удалось.
Так почему же китайцы так неравнодушны к российским спортсменам? Попробуем разобраться.
История любви представителей Поднебесной к России имеет давние и глубокие корни. В старинных китайских хрониках нашу страну называли Luóchà guó — «страна ракшасов» (демоны из буддийской мифологии – Ред.). Так именовали русских в XVII–XVIII веках, когда первые контакты между Китаем и Россией были напряженными. Сегодня же Поднебесная официально называет нашу страну Éluósī – «внезапная, неожиданная». Это прямая фонетическая адаптация слова «Россия», закрепленная в дипломатических документах, СМИ и учебниках. «Мы просто очарованы русскими морозами, которые только закаляют характер, вашими танцами, в которых вихрем кружатся энергия и страсть» – говорит современная китайская молодежь. В китайском представлении о русских даже сформировалось несколько устойчивых стереотипов:
– «ходят без шапки в -30°C» — удивляются способности россиян не обращать внимания на холод;
– «русские девушки — самые красивые» — в Китае популярен образ «славянской красоты» (белая кожа, светлые волосы);
фото: Mylene Deroche / Keystone Press Agency / Global Look Press
– «русские мужчины — брутальные» — ассоциации с военными, спортсменами и «крутыми парнями».
А знаете, что самое забавное?! Китайцы считают, что русские способны решить любую проблему (хочется верить, что так и есть). Ведь если хорошенько подумать, то мы действительно умеем найти выход из любой ситуации, даже самой безнадежной. Спорт не исключение. «Мы считаем российских спортсменов очень красивыми, сильными, волевыми. Ваши фигуристы и теннисисты сочетают в себе гибкость, определенный стиль борьбы и грацию. И раскрою вам главный секрет: мы просто в восторге от славянских лиц», – рассказал «МК» один из китайских атлетов.
***
Любовь жителей Поднебесной к российским спортсменам не ограничивается лишь физическими данными. Они ценят и то, что находится за пределами спортивной площадки – характер, стойкость и даже некоторую «душевность». Которую, как им кажется, наши атлеты несут с собой. «В китайском менталитете уважение к труду и самоотдаче – это святое. Мы видим, как ваши спортсмены пашут в зале, как жертвуют всем ради победы, как преодолевают себя – и это вызывает настоящий восторг! Мы видим в россиянах не просто соперников, а друзей! Как однажды сказал мне мой китайский друг: «Русские спортсмены – они как чай Пуэр! Сначала горько, но потом – сладко и ароматно!», – продолжает делится своими мыслями китайский спортсмен.
фото: Vladimir Andreev / Business Online / Global Look Press
Но особое место в сердцах китайских болельщиков занимают российские спортсмены, которые, несмотря на травмы, продолжают бороться. «Я помню, как одна российская фигуристка упала во время выступления, но потом встала и продолжила, как ни в чем не бывало. Она показала, что главное – не падать, а уметь подниматься», – говорит все тот же атлет из Китая. Для многих из них спорт – это не только зрелище, но и метафора жизни, арена, где демонстрируются такие важные качества, как упорство, дисциплина и командный дух. Поддерживая спортсменов, они поддерживают эти самые ценности, независимо от того, из какой страны эти атлеты родом.
Болельщики из Поднебесной, по их же признанию, имеют свою специфическую культуру «боления». Психологический портрет местного болельщика выглядит следующим образом: они – зачастую более сдержанные, чем, скажем, европейские или южноамериканские фанаты. Их эмоции, хотя и искренние, проявляются иначе: не в криках и размахивании флагами, а в уважительном отношении к соперникам. Их восприятие спортивных событий и степень заинтересованности ими также являются неотъемлемой части их культурного кода.
А еще китайцы решительно выступают против запрета российских атлетов на участие в соревнованиях: «Наша позиция основана на убеждении, что спорт должен быть свободен от политических ограничений и не иметь границ. Спортсмены посвящают годы изнурительным тренировкам и самоотверженному труду. Для обеспечения честности и полноты соревнований необходимо участие всех сильнейших атлетов, ведь талантливых спортсменов нельзя сдерживать».
И вот в итоге получается удивительный коктейль из восхищения, уважения и иронии, который китайцы испытывают к российским спортсменам. Они видят в нас что-то особенное, что-то такое, чего нет в других народах. И, знаете, может быть, они правы? Мы действительно немного сумасшедшие, непредсказуемые, немного эмоциональные, но зато какие интересные!