Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Выстрел в ногу» для США: озвучены последствия отказа Трампа от договора по СНВ

«Выстрел в ногу» для США: озвучены последствия отказа Трампа от договора по СНВ

Фото: Александр Астафьев

тестовый баннер под заглавное изображение

«Мне кажется, предложение звучит довольно неплохо, но Трамп сам хочет высказаться по этому поводу, и я дам ему такую возможность», – пошутила Левитт.

Напомним, президент России Владимир Путин заявил о готовности страны в одностороннем порядке соблюдать количественные ограничения Договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ) в течение года после его истечения 5 февраля 2026 года. Это предложение действует при условии, что США поступят аналогично. Путин объяснил, что эта мера призвана предотвратить неконтролируемую гонку вооружений и сохранить предсказуемость в текущей турбулентной обстановке.

«Россия готова после 5 февраля 2026 года продолжить в течение одного года придерживаться центральных количественных ограничений по Договору СНВ», — заявил президент России.

Он подчеркнул, что «полный отказ от наследия данного соглашения стал бы со многих точек зрения ошибочным и недальновидным шагом». Решение о дальнейших шагах Москва будет принимать, анализируя действия Вашингтона.

«Полагаем, что данная мера станет жизнеспособной только при том условии, что США будут действовать аналогичным образом и не предпримут шагов, подрывающих или нарушающих существующее соотношение потенциалов сдерживания», — уточнил Путин.

ДСНВ, последний действующий договор об ограничении ядерных арсеналов, был приостановлен в 2023 году, но стороны продолжили неофициально соблюдать его ключевые лимиты: 700 развернутых носителей, 1550 боеголовок и 800 пусковых установок.

Предложение Москвы уже получило оценку экспертов. Так, украинский политолог Олег Соскин считает, что этот шаг «серьезно спутал карты» Владимиру Зеленскому и демонстрирует готовность Кремля к диалогу с США. «Путин дает Трампу очень серьезные козыри в руки. А что может дать Зеленский? Ничего. Все карты на руках у Путина», — констатировал эксперт.

По словам замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Дмитрия Суслова, в первую очередь следует отметить, что своим заявлением Россия вновь продемонстрировала себя как ответственная ядерная держава, ответственно подходящая к вопросам сохранения стратегической стабильности, поддержания режима нераспространения ядерного оружия и остатков системы контроля над вооружениями.

– Кроме того, Россия дала понять, что повестка российско-американских отношений носит гораздо более широкий характер, чем украинский конфликт, – говорит политолог. – Даже вне зависимости от урегулирования на Украине между Москвой и Вашингтоном остаются крайне важные вопросы, требующие решения. В первую очередь это вопросы сохранения стратегической стабильности, предотвращения окончательного распада этой сферы, деградации ситуации и неконтролируемой гонки как ядерных, так и неядерных вооружений.

В этой связи президент выдвинул инициативу о соблюдении количественных потолков по Договору СНВ-3 в течение года после его истечения в феврале следующего года. Важно подчеркнуть, что речь не идет о новом продлении Договора или возврате к полному выполнению обязательств, что невозможно после принятого решения о приостановке участия России в Договоре. Речь идет именно о добровольном соблюдении установленных количественных ограничений на развернутые стратегические арсеналы, которые обе стороны и так придерживаются де-факто.

Данное предложение было выдвинуто сейчас по двум основным причинам. Во-первых, менее чем через полгода Договор окончательно утратит силу, и без договоренностей о сохранении хотя бы количественных ограничений может начаться неконтролируемая гонка вооружений. Во-вторых, этой осенью ожидается публикация ключевых доктринальных документов США, таких как Стратегия национальной обороны и Обзор ядерной политики. Есть основания полагать, что их содержание может оказаться несовместимым с дальнейшим сотрудничеством по стратегической стабильности и нанесет окончательный удар по остаткам этой системы. Выдвижение инициативы до публикации этих документов может побудить Вашингтон скорректировать свою политику.

Таким образом, президент России приглашает Соединенные Штаты к серьезному диалогу о сохранении количественных потолков на год. При этом Россия будет внимательно следить за действиями США в сфере стратегической стабильности, уделяя особое внимание таким рискам, как развитие систем противоракетной обороны и планы размещения оружия в космосе, что категорически неприемлемо для Москвы. Если США продолжат такую политику, сохранение ограничений после 2026 года станет невозможным, и России придется рассматривать варианты наращивания своего арсенала, хотя она объективно не заинтересована в гонке вооружений.

– Как отреагируют Штаты?

– В настоящее время в США нет консенсуса по этому вопросу. Часть экспертов и политиков выступает за выход за рамки СНВ-3 для наращивания арсенала в ответ на вызовы со стороны России и Китая. Однако их оппоненты справедливо указывают, что это спровоцирует гонку, в которой США, с их бюджетными ограничениями и отставанием в модернизации ядерных сил, рискуют проиграть, особенно на фоне прогресса России в области гиперзвуковых технологий. Поэтому в интересах Вашингтона также избежать неконтролируемой эскалации.

– Китай можно привлечь к ограничениям?

– Нет, это неприемлемо для Пекина, и Россия не намерена принуждать его к этому. Вместо этого предлагается реалистичный шаг – сохранить действующие потолки. Если в США возобладает точка зрения, что такая договоренность предпочтительнее хаоса и гонки вооружений, они могут принять предложение. В случае принятия это станет важнейшей договоренностью года между Москвой и Вашингтоном и заложит основу для будущих более комплексных переговоров по стратегической стабильности в новых условиях.

Как рассказал «МК» политолог-американист Малек Дудаков, позиция по продолжению договора, действительно, выгодна обеим сторонам.

– Для нашей стороны это способ продемонстрировать свою договороспособность. Для американской стороны это также важно, поскольку именно Соединенные Штаты в первую очередь заинтересованы в ограничении гонки стратегических вооружений, учитывая, что они сами в этой гонке начинают отставать.

Вот поэтому, я думаю, у администрации Трампа могла бы быть мотивация пойти на симметричный ответ и также продлить эти ограничения. А уже потом, возможно, можно было бы запустить переговоры о диалоге, то есть о заключении какого-то нового соглашения, которое пришло бы на смену СНВ-3. Другое дело, что, конечно, в администрации Трампа есть и ястребы, которые полагают, что вопросы стратегической безопасности должны быть увязаны с другими темами, например, с Украиной. Это для российской стороны, очевидно, неприемлемо. И они, конечно, могут попытаться навязать свою волю и отказаться от соблюдения и обсуждения этих договоренностей.

– Что будет тогда?

— Это будет для американцев своего рода выстрелом в ногу. Потому что они, как мы видим, серьезно отстают в сфере стратегических вооружений. Речь идет не только о гиперзвуковом оружии, которое уже есть у России и Китая, а у Соединенных Штатов до сих пор отсутствует. Или, например, в области создания новых боеголовок — у американцев ситуация довольно сложная, они зависят от поставок обогащенного урана и плутония из других стран.

К тому же их ядерный арсенал в целом остро нуждается в модернизации, а финансов на эту модернизацию, по сути, не находится. Поэтому, конечно, объективно в интересах США пойти на такое соглашение. Но воспользуются они этой возможностью или нет — пока остается открытым вопросом.

Источник