Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Репрессии по-киевски: обнародован список из почти 500 украинских политзаключенных

Репрессии по-киевски: обнародован список из почти 500 украинских политзаключенных

Фото: Александр Корнющенко

тестовый баннер под заглавное изображение

Клуб обратился к мировым лидерам, главам международных организаций и религиозных конфессий с декларацией, которая содержит список из 496 политических заключенных, преследуемыми украинскими властями. В документе выдвинут ряд требований: немедленное освобождение всех политзаключенных, их реабилитация, восстановление деятельности Украинской православной церкви и отмена закона о её запрете, возвращение гражданства и снятие санкций с преследуемых украинцев, а также создание международного механизма для расследования фактов пыток и произвольных задержаний со стороны СБУ.

Обращения направлены президентам России, США, Беларуси, Турции, Сербии, Венгрии, Словакии, Генеральному секретарю ООН, руководству ОБСЕ, Красного Креста, в Европейский суд по правам человека, ПАСЕ, Совет ООН по правам человека, а также Патриарху Московскому Кириллу и Папе Римскому.

Пожалуй, самый известный украинский политзаключенный в списке — Виктор Медведчук, глава политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь», который был арестован в 2021 году по обвинению в государственной измене и поддержке терроризма. После начала спецоперации в 2022 году он скрывался, но в апреле был задержан СБУ. Фотография Медведчука в наручниках была опубликована лично Зеленским, который предложил обменять его на пленных украинских военных. В сентябре 2022 года такой обмен состоялся.

В списке представлен также бывший премьер-министр Украины Николай Азаров, проживающий в России с 2014 года из-за угроз безопасности своей семье. В 2021 году против него было заведено дело о государственной измене за подписание Харьковских соглашений о Черноморском флоте, а в 2023-м — новое дело о покушении на территориальную целостность Украины. Печерский суд Киева заочно арестовал Азарова, который назвал обвинения абсурдными.

Перечислены и артисты — например, певица Таисия Повалий. После 2014 года исполнительница начала жить на два города: Москву и Киев, где у нее осталась родня. В 2015-м ее лишили звания народной артистки Украины, а в 2022-м в отношении Повалий ввели санкции. Через год она получила российское гражданство, а в 2024-м украинские правоохранительные органы обвинили Повалий в нарушениях по трем статьям Уголовного кодекса Украины, включая «коллаборационную деятельность, публичные призывы к агрессивной войне и оправдание вооруженной агрессии против Украины».

В списках значатся и люди, о которых в России не так наслышаны. Так, Винницкий суд приговорил к 14 годам с конфискацией имущества гражданина Украины, журналиста российского издания «ПолитНавигатор» Владимира Михайлова. Вина его состоит в том, что в марте 2022 года он написал о росте цен в Киеве. Согласно данным из декларации, Михайлов продолжает находится в СИЗО.

Еще один малоизвестный политзаключенный — исполнительный секретарь «Движения пацифистов», которое было номинировано на Нобелевскую премию мира в 2023 году, Юрий Шеляженко. Он был задержан по статье об «оправдании вооруженной агрессии РФ». Основанием для обвинения стали его призывы уклоняться от мобилизации и рассылка иностранным дипломатам информации о нарушении прав человека на Украине. Несмотря на огласку в западных СМИ и петиции в его защиту, Шеляженко продолжает находиться в Лукьяновском СИЗО, и ему грозит до 5 лет заключения.

Встречаются в декларации и совсем вопиющие случаи. Жительница Украины Наталья Талыбова находится в Запорожском СИЗО с 14 марта 2024 года. Ей инкриминируется государственная измена, а единственным доказательством, согласно данным из списка, указаны ее контакты с крестной матерью, проживающей в России. Суд может приговорить ее к 15 годам лишения свободы.

Так что пока Зеленский расхаживает по Генассамблеям ООН и улыбается Трампу — многие люди продолжают находиться в застенках украинских тюрем и следственных изоляторов. Только вот западный мир предпочитает не замечать такие огрехи — все-таки, нужно продолжать играть типичное голливудское кино, где супергерой борется с злодеем. А супергерой и репрессии — разве совместимы? 

Источник