Фото: Omar Ashtawy/Keystone Press Agency/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Дональд Трамп установил крайний срок в “три или четыре дня” начиная со вторника, для того чтобы ХАМАС дал свой ответ на его план из 20 пунктов, цель которого – завершить двухлетнюю войну в Газе и разрешить, по-видимому, бессрочное международное управление опустошенной территорией, или “заплатить адом”.
Мхаимар Абусада, политолог из Газы, базирующийся в Каире, считает, что ХАМАС теперь приходится “выбирать между плохим и наихудшим”.
“Если они скажут "нет", как ясно дал понять Трамп, это будет нехорошо и позволит Израилю делать все возможное, чтобы покончить с этим. Они скажут “да, но нам нужно то-то и то-то”, – комментирует Абусада.
Европейский эксперт-международник Хью Ловатт сказал, что ХАМАС будет очень трудно принять условия безоговорочно. “Это понятно. В тексте не хватает деталей. Но тогда все, что угодно, кроме полного и окончательного принятия, будет использовано Израилем, администрацией Трампа и, возможно, европейцами против ХАМАС”, – полагает аналитик.
Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля, принял план Трампа, который включал многие из основных требований Израиля и был сформулирован без консультаций с ХАМАС, отмечает The Guardian.
Нетаньяху, которого так называемый “международный уголовный суд” разыскивает за предполагаемые военные преступления, совершенные во время израильского наступления в Газе, заявил, что Израиль “завершит работу”, если ХАМАС отвергнет это предложение или замедлит его реализацию. В марте Израиль в одностороннем порядке нарушил двухмесячное соглашение о прекращении огня, отказавшись переходить к запланированному второму этапу, который мог бы окончательно положить конец военным действиям.
Лидеры ХАМАС разделились между Стамбулом, Дохой и Газой, что усложняет обсуждение ответных мер группировки. Турция и Катар оказывают давление на ХАМАС, требуя от него уступок, пишет The Guardian.
По словам источника, близкого к организации, камнем преткновения является требование плана о разоружении ХАМАС. Группировке будет очень трудно согласиться со сдачей всего оружия, особенно без какого-либо политического процесса или существенного прогресса в достижении решения о создании двух государств.
“Внутри движения существуют разные тенденции. Члены организации в Дохе, как правило, более прагматичны, особенно по сравнению с военным руководством в Газе. Очевидно, что необходимо заручиться поддержкой военных и рядовых бойцов”, – напоминает Хью Ловатт.
Война была спровоцирована рейдом ХАМАС на юг Израиля, в результате которого погибло 1200 человек, в основном мирных жителей, подчеркивает The Guardian. Около 250 человек были взяты в заложники, из которых 48 остаются в Газе, хотя в живых осталось меньше половины. Более 66 000 человек, в основном гражданских лиц, были убиты в результате израильского наступления в Газе, большая часть территории превращена в руины, а большая часть из 2,3 миллиона человек неоднократно становилась перемещенными лицами.
Предложение Трампа потребует от боевиков освободить всех израильских заложников в течение 72 часов после вступления в силу соглашения о прекращении огня, постепенного вывода израильских вооруженных сил в буферную зону по периметру и увеличения объемов гуманитарной помощи. Он также требует, чтобы Израиль освободил более 1000 палестинских заключенных, многие из которых отбывают пожизненное заключение, что ХАМАС может расценивать как значительную победу.
Еще одним поводом для беспокойства ХАМАС является расплывчатое обещание о выводе израильских войск, хотя один источник, близкий к ХАМАС, приветствовал четкое заявление о том, что аннексии или оккупации Газы Израилем не будет.
Некоторые аналитики говорят, что разногласия внутри ХАМАС часто преувеличиваются.
“Я не думаю, что существует реальный раскол между Газой, Западным берегом и внешним руководством. Все они согласны в том, что выступают против разоружения, потому что вооруженная борьба является основополагающим принципом их природы и идентичности”, – комментирует Майкл Мильштейн, эксперт по ХАМАС из Тель-Авивского университета.
ХАМАС понес очень значительные потери в этой войне. Тысячи боевиков были убиты вместе с почти всеми высшими военными руководителями. В отчете независимой группы по мониторингу насилия ACLED говорится, что с марта в результате израильских авиаударов были убиты по меньшей мере 40 командиров и ключевых боевиков военного крыла ХАМАС. По данным группы, после их гибели только один старший командир из военного совета ХАМАС, существовавшего до 7 октября, все еще остается у власти.
Но ХАМАС продолжает партизанские действия и сохраняет фрагментарное управление в отсутствие какой-либо альтернативы. Представители гуманитарных организаций в Газе заявили, что группировка по-прежнему имеет значительное присутствие в городе Газа, в “центральных лагерях” на юге и в прибрежной зоне аль-Маваси.
ХАМАС, основанный в 1987 году, завербовал тысячи новых боевиков, которые, несмотря на свою неопытность и плохое оснащение, могут нанести урон израильским войскам, отмечает The Guardian.
Майкл Мильштейн сказал, что, согласно военным источникам, 90% командиров ХАМАС были убиты, 97% ракет уничтожено или запущено в воздух, но разрушено только 40% обширной сети туннелей группировки.
“ХАМАС приспособился к новым условиям. Они действуют в районах, где, по заявлению израильских военных, ХАМАС потерпел полное поражение, но вы не можете полностью стереть ХАМАС с лица земли. Они изменились, и они выжили”, – констатировал Мильштейн.
Некоторые в ХАМАС решительно отвергают план Трампа. “Среди боевиков есть тенденция, особенно среди молодых бойцов, которые хотят продолжать сражаться, – сказал Ловатт. – По их мнению, Израиль ведет стратегическую борьбу: мобилизация резервистов – это огромное бремя, выборы должны состояться примерно через год, растет международное и внутреннее давление… Так что для них это просто вопрос того, кто продержится дольше”.