Фото: t.me/stormdaily
тестовый баннер под заглавное изображение
Ранее мы писали, что прекрасный певец, но неудачливый политик Бурчуладзе был выдвинут лидерами радикальной оппозиции в качестве «фронтмена» запланированных протестов. Именно он призвал граждан Грузии 4 октября, в день выборов в органы местного самоуправления, собраться в центре Тбилиси на митинг против «фальсификаций», хотя результаты голосования на тот момент еще не могли быть известны.
Очевидно, что выдвижение оперного певца – это свидетельство своего рода отчаяния оппозиции, у которой просто не осталось узнаваемых, общественно значимых фигур, способных повести за собой народ. Ставка на непопулярную в Грузии Зурабишвили провалилась. Паата Бурчуладзе – оперная звезда с мировой известностью. Он выступал на ведущих оперных сценах мира, среди которых Большой театр в Москве, «Ла Скала», Королевский оперный театр в Ковент-Гардене в Лондоне, Метрополитен-опера, Венская государственная опера, Баварская государственная опера, Гамбургская государственная опера, Парижская национальная опера. С 2017 года он является художественным руководителем оперной труппы Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Имеет звание Народного артиста Грузинской ССР. Однако мало кто помнит, что певец связан родственными с узами с известным деятелем первых лет независимости Грузии, тогдашним вице-спикером Верховного совета, одним из ближайших сподвижников Звиада Гамсахурдиа – Немо Бурчуладзе. Не исключено, что именно семья повлияла на его политические взгляды. Звиадисты были опорой Саакашвили во время «революции роз», именно они поднимали против Шеварднадзе Западную Грузию.
Бурчуладзе попал в больницу, пострадав от перцового газа, который применили для разгона демонстрантов. Туда за ним и пришли силовики. Кроме него, задержаны члены «Национального движения», экс-генпрокурор Муртаз Зоделава и Ираклий Надирадзе, член «Стратегии Агмашенебели» Паата Манджгаладзе и полковник Лаша Беридзе. Всем им грозит до девяти лет лишения свободы за призывы к свержению власти и «организацию, руководство и участие в групповом насилии».
Премьер-министр Ираклий Кобахидзе также пообещал «сюрпризы» в ближайшие дни всем, кто участвовал в насилии. Ответственность за беспорядки в центре Тбилиси Кобахидзе возложил на «иностранцев» и лично посла ЕС в Грузии Павла Герчинского. «Вы знаете, что некоторые иностранцы даже напрямую поддержали попытку свержения конституционного строя, включая представителя ЕС», – сказал премьер. Президент Грузии Михаил Кавелашвили также заявил, что попытка штурма президентского дворца никому не сойдет с рук. По его мнению, участники штурма намеревались свергнуть власть «при содействии спецслужб других государств».
4 октября по призыву лидеров радикальной оппозиции тысячи людей вышли на проспект Руставели в Тбилиси протестовать против правящей партии “Грузинская мечта”, которая, по их мнению, узурпирует власть и собирается сфальсифицировать выборы в органы местного самоуправления. Митингующие были в основном с флагами Грузии и ЕС, но можно было заметить также флаги США и Германии. К вечеру часть протестующих, следуя призыву бывшего генерального прокурора Грузии Муртаза Зоделава «завладеть ключами от дворца президента», переместилась к резиденции президента во дворце Орбелиани на улице Антонели. Затем неожиданно начался и сам штурм. Демонстранты выломали секцию металлического забора и проникли во внутренний дворик, откуда их вытеснил спецназ с применением водометов и слезоточивого газа. Но фото и видео хорошо видно, что некоторые протестующие были готовы к таком развитию событий, у них были противогазы и обломки металлической арматуры в руках.
Тем временем выборы завершились, и на них предсказуемо победила правящая партия «Грузинская мечта—Демократическая Грузия» с результатом более 70% голосов. Кандидат в мэры Тбилиси от этой партии Каха Каладзе набрал 71,6% голосов и победил в первом туре.
Теперь оппозиция уверяет, что штурм президентского дворца – это была провокация властей, а так-то они за мирный протест. Такую мысль высказала и Саломе Зурабишвили, которая до сих пор считает себя президентом. Понятно, что ничего другого им и не остается. Давно известно: «мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе».