Госдума одобрила в первом чтении законопроект, отменяющий обязательную стажировку и испытательный срок при поступлении на службу в полицию. По мнению его авторов, это поможет решить проблему острого дефицита кадров в органах внутренних дел.
Документ был направлен в ГД еще в октябре 2024 года группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета СФ по конституционному законодательству Андреем Клишасом. Авторы инициативы предлагают внести изменения в закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
На сегодняшний день для полицейских-новобранцев устанавливается испытательная стажировка сроком от двух до шести месяцев, во время которой проверяется их уровень подготовки и соответствие должности. Но эта процедура «негативно отражается на процессе комплектования ОВД», особенно в приграничных с Украиной районах, указывается в пояснительной записке.
Поэтому по новой системе кандидатов не станут направлять на стажировку. Они сразу будут зачисляться в штат и проходить индивидуальное обучение по месту службы под контролем начальника и наставника из числа опытных сотрудников. Порядок и сроки обучения будет устанавливать МВД России.
Кроме того, предлагается изменить срок контракта с сотрудником, впервые поступившим на службу в полицию: вместо фиксированных четырех лет он сможет заключаться на период от одного до пяти лет. По мнению законодателей, это позволит упростить процедуру увольнения тех, кто не справится с обязанностями в течение первого года.
«Реализация данного подхода в складывающейся сложной оперативной обстановке будет способствовать ускорению назначения на должности в органах внутренних дел граждан, поступающих на службу, а также предоставления им возможности выполнения служебных обязанностей в полном объеме, в том числе связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия», — отмечается в тексте записки.
Напомним, некомплект в органах МВД РФ на март текущего года превысил 170 тысяч человек. Об этом сообщил на коллегии ведомства министр внутренних дел Владимир Колокольцев.
По его словам, в среднем по России за последние пять лет количество выставляемых ежесуточно нарядов сократилось на четверть. Только за 2024 год уволился каждый второй участковый уполномоченный с выслугой более десяти лет. В целом же ежемесячно из органов уходят от трех до пяти тысяч сотрудников, что сопоставимо с целым областным управлением.
Проблемы с комплектованием личного состава испытывают все службы и подразделения ведомства. Так, недобор аттестованного состава в уголовном розыске составляет 23,9%, в патрульно-постовой службе — 31,4%, в подразделениях по контролю за оборотом наркотиков — 24,7%, в органах предварительного следствия — 22,7%.
Еще сложнее ситуация «в разрезе территориальных органов районного звена», подчеркнул министр. Во многих российских райотделах, причём включая столичные, — вакантны более половины позиций. При этом проблема усугубляется год от года. Хотя, как утверждает Колокольцев, ведомство делает все, что может, чтобы привлечь сотрудников.
Но та ли это структура, куда можно брать людей только для количества? Есть ли еще варианты решения карового голода?
— Проблема некомплекта в МВД, действительно, стоит очень остро и актуальна для всей России, — комментирует ситуацию для «СП» бывший старший оперуполномоченный по особо важным делам Главного управления уголовного розыска МВД, полковник милиции в отставке, а ныне адвокат Евгений Черноусов. — Многие сотрудники, опытные, прослужившие не один год, не дорабатывают даже до пенсии и уходят из полиции. Переходят кто в охранные структуры, кто на аналогичную зачастую работу в Следственный комитет или прокуратуру. Почему? Потому что заработная плата там значительно выше, чем в органах внутренних дел.
Так что, если мы хотим этот процесс утечки кадров остановить (а он, надо признать, только усугубляется с каждым годом), необходимо в первую очередь решать вопрос о приемлемой заработной плате полицейским.
Ведь их служебный распорядок не укладывается в формулу «от звонка до звонка». Они на посту, как бы это пафосно не звучало, день и ночь, а многие еще и жизнью постоянно рискуют. При этом получают гроши.
И те нововведения, которые предлагают сейчас в Госдуме, никаким образом, я думаю, не улучшат ситуацию с оттоком сотрудников. Нужно, прежде всего, поднимать денежное довольствие.
Знаете, что сделал Николай Щелоков, когда в конце шестидесятых был назначен министром внутренних дел СССР? Он поднял зарплаты, ввел новую форму для личного состава, добился льготного выделения квартир сотрудникам милиции и внутренних войск, построил Академию МВД. К слову говоря, участковые инспектора в советское время на сто процентов обеспечивались ведомственным жильем уже в течение первого года службы. Сейчас этот вопрос практически не решается.
Депутат Госдумы, доктор исторических наук Михаил Матвеев также считает, что в первую очередь надо устранить причины, породившие кадровый кризис в МВД:
— Напомню, что в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны, когда нашей армии катастрофически не хватало командиров, была введена ускоренная система офицерских курсов. Там за несколько месяцев из молодых ребят готовили офицеров и отправляли их на фронт. Понятно, что настоящая офицерская квалификация получается только в результате полноценного обучения в военных училищах. Но это была вынужденная мера.
Наверное, если проводить аналогию с военным временем, то в качестве какой-то экстраординарной меры можно было бы допустить сокращение сроков подготовки сотрудников полиции и даже отмену для них испытательного срока. Но здесь надо понимать, в чем заключаются причины недокомплекта.
На мой взгляд, их несколько. И первая, как ни странно, она не материальная. Она связана, скажем так, с огромной бюрократической нагрузкой, которая лежит на сотрудниках МВД, из-за чего они зачастую просто выгорают на работе. И уже ни за какие деньги не хотят служить, потому что их бесконечно муштруют, заставляют выполнять идиотские приказы и т. д.
То есть они не чувствуют себя сотрудниками правоохранительных органов, а чувствуют себя «винтиками» в какой-то системе с нездоровым психологическим климатом, где из людей выжимают последние соки.
«СП»: А вторая причина какая?
— Вторая — материальная. У сотрудников полиции достаточно скромная по нынешним временам заработная плата — 40−50 тысяч рублей. При том, что работают они, с учетом нехватки личного состава, без выходных и с огромными перегрузками.
Поэтому просто вливание в эту систему новых кадров не решит проблему. Они будут попадать в тот же маховик бюрократии и переработок, которые связаны не с тем, что людей не хватает, а с тем, что существует огромное количество каких-то ненужных бюрократических процедур, которые надо выполнять, а времени просто не хватает.
То есть это не борьба с причинами. Это какой-то удар по последствиям. А в данном случае нужно не симптомы лечить, а весь организм. Прежде всего нужно убрать из полиции лишнюю бюрократию и избыточные команды начальства, которые людьми воспринимаются как какое-то издевательство над ними. И, конечно, повысить заработную плату, хотя бы в два раза. Чтобы, к примеру, участковый и оперативник получали, по крайней мере, за сто тысяч рублей. Это главное.