![]()
Китай ужесточил экспортный контроль за своими редкоземельными минералами. Собственно, об этом знает, наверное, уже каждый, кто читает новости. Но мало кто понимает, почему такое решение Китая вызвало неадекватную реакцию в США — панику и гнев.
Немецкое издание Hamburg Messe детально изучило, как будет работать китайский экспортный контроль. И чем это грозит американской экономике. Если вкратце: в США будут парализованы целые отрасли промышленности.
Собственно, Китай уже давным-давно контролирует экспорт редкоземельных минералов. В 2020 году Китай принял Закон «Об экспортном контроле». И было создано новое ведомство — Управление Национального координационного механизма по экспортному контролю. По сути, это экспортная полиция: оно расследует все случаи незаконного экспорта.
Кстати, экспортеры обязаны хранить всю необходимую документацию — контракты, счета-фактуры, переписку и деловую переписку — в течение как минимум пяти лет. И по первому требованию предъявлять. Несоблюдение любых экспортных требований может повлечь за собой гигантские штрафы до 500 тысяч юаней ($70 тысяч).
Меры контроля охватывают не только прямые поставки редкоземельных минералов из Китая, но и транзит, перегрузку, транспортировку и реэкспорт. Причем под контроль попадают даже товары иностранного производства, содержащие китайские технологии или произведенные с их использованием.
Китай использует систему «одна партия — одна лицензия», что означает необходимость получения отдельной лицензии на каждую партию товара. Лицензии не подлежат передаче и действительны в течение 6 месяцев.
Все эти щекотливые вопросы решает Бюро промышленной безопасности и контроля импорта и экспорта, входящее в состав Министерства торговли Китая. Бюро было создано в 2015 году и сейчас является одним из самых влиятельных экономических ведомств в Китае.
Чтобы получить экспортную лицензию, желающая компания должна подать заявку в региональное отделение Минторга Китая. Процесс получения лицензии занимает от 45 до 60 рабочих дней. Но это в обычных случаях.
Важные случаи (например, когда китайские минералы хотят использовать в товарах двойного, военно-гражданского, назначения) требуют окончательного одобрения Госсовета и Центральной военной комиссии. В процесс также могут быть вовлечены другие ведомства, в том числе Главное таможенное управление и Государственное управление оборонной науки, техники и промышленности.
Китай уже внедрил национальную систему отслеживания редкоземов, чтобы понимать, куда идет каждая партия. В Китае есть «Список вызывающих обеспокоенность сторон» (серый список) и «Список контролируемых сторон» (черный список). В него включают компании, которые никогда не получат доступ к китайским редкоземельным минералам или технологиям.
Ограничения на экспорт редкоземельных минералов из Китая в США введены давно. В феврале, Китай ужесточил контроль над экспортом еще 5 металлов, используемых в полупроводниках и военной промышленности: вольфрама, теллура, висмута, индия и молибдена. Что важно: полностью запрещать их экспорт в США китайцы не стали!
В апреле Китай ввел экспортный контроль над 7 редкоземами, включая диспрозий, тербий, иттрий, гадолиний, самарий, лютеций, скандий и их соединения. Эта мера стала ответом на объявление США о введении 145%-х торговых пошлин на китайские товары. Хотя не было прямого запрета, экспорт в США оказался немедленно приостановлен. В итоге на западных рынках цены на диспрозий и тербий выросли более чем вдвое, а на иттрий — в шесть раз.
Диспрозий и тербий нужны для выпуска высокоэффективных магнитов, используемых в электромобилях. В итоге перепуганные автопроизводители начали сокращать производство. Ford, например, остановил конвейер на своем заводе в Чикаго.
В мае 2025 года появился проблеск надежды, когда США и Китай достигли временного торгового соглашения. Вашингтон пошел на уступки, а Китай по-добрососедски пообещал ослабить контроль за экспортом редкоземов.
Однако американцы в итоге предали собственные обещания и снова принялись давить на Китай. Что и вызвало закономерную реакцию: китайцы всего лишь восстановили все те меры экспортного контроля, которые ранее ослабли из уважения к просьбам США.
В выигрыше зато Европа, на которую сейчас уже приходится почти половина экспорта редкоземельных минералов из Китая (доля США — 11%). Причем европейская доля растет давно: китайцы готовы работать с предсказуемым и надежным партнером. А Европа для Китая именно такой партнер, в отличие от США, меняющих правила игры в зависимости от утреннего настроения Дональда Трампа.