![]()
Ilya Moskovets/URA.RU/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Как отметил главный редактор журнала «Национальная оборона Игорь Коротченко в интервью ТАСС, план выполнен, к ноябрю 2025 года новый род войск не только существует на бумаге, но и обладает четкой структурой, управлением и развернутыми подразделениями.
Пока Минобороны РФ официально не сообщило, кто возглавил новый род войск. Зато известен заместитель начальника Войск беспилотных систем. Им назначен Герой России полковник Сергей Иштуганов. Вот что он рассказал о работе новой структуры: «Войска беспилотных систем в Вооруженных силах Российской Федерации созданы. Определена структура нового рода войск, назначен начальник войск беспилотных систем, созданы органы военного управления на всех уровнях. Сформированы штатные полки и другие подразделения».
Он подчеркнул, что боевая работа подразделений беспилотных систем уже ведется не разрозненно, а по единому плану и в тесном взаимодействии с другими подразделениями группировок войск в зоне СВО, что свидетельствует об их глубокой интеграции в общую архитектуру управления Вооруженными силами.
Централизация управления и выработка единых стандартов являются краеугольным камнем всего проекта создания Войск беспилотных систем. Как пояснил военный эксперт Юрий Кнутов, новая структура позволяет «централизовать систему управления и ввести единые стандарты для всех подразделений в вопросах снабжения и организации боевой подготовки».
Эта мысль находит развитие в комментарии эксперта в области беспилотных систем Дениса Федутинова, который отметил, что на практике это приведет, в частности, к упорядочиванию эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, сокращению неразберихи с многообразием моделей на фронте, что, в свою очередь, кардинально упростит подготовку персонала, техническое обслуживание и ремонт дронов.
Органы военного управления Войск беспилотных систем созданы на всех уровнях, вплоть до тактического. Согласно имеющимся данным, штатные беспилотные полки развернуты в военных округах (Московский, Ленинградский, Южный, Центральный, Восточный) и оперативных группировках войск, батальоны – в составе армейских объединений, а беспилотные роты – в дивизиях.
Что известно о заместителе начальника нового рода войск полковнике Сергее Иштуганове? Это – боевой офицер-десантник, выпускник Рязанского училища ВДВ, участник боевых действий на Северном Кавказе, в Сирии и с первого дня — СВО. Удостоенный за проявленный героизм звания Героя России.
Важнейшая особенность нового рода войск – межвидовой характер. Как уточнил полковник Иштуганов, на вооружение Войск беспилотных систем состоят не только разнообразные беспилотные летательные аппараты, но и перспективные комплексы наземного и морского базирования.
Военный аналитик Игорь Коротченко считает, что новые войска «должны действовать во всех средах: в воздухе, на суше, на воде и под водой, а в перспективе, вероятно, и в космосе». Это превращает Войска беспилотных систем в универсальный инструмент, пронизывающий все традиционные виды и рода Вооруженных сил.
Параллельно с построением оргструктуры развернута и масштабная работа по подготовке командных кадров. Уже в сентябре 2025 года в Московском высшем общевойсковом командном училище начал работу первый в России профильный факультет, готовящий офицеров по специальности «Применение подразделений Сухопутных войск с беспилотными летательными аппаратами». Характерно, что в первую же набранную роту из 80 курсантов вошли 43 участника СВО, 20 из которых имеют непосредственный опыт боевого применения дронов.
Как рассказал командир учебной роты старший лейтенант Александр Балановский, программа обучения построена по принципу «от простого к сложному»: курсанты начинают с освоения FPV-дронов, а затем переходят к изучению и применению более сложных комплексов, таких как барражирующие боеприпасы «Ланцет» и разведывательные дроны «Орлан-10» и «Орлан-30».
На будущее, как сообщил полковник Иштуганов, запланировано создание отдельного высшего военного учебного заведения войск беспилотных систем.
Эксперты сходятся во мнении, что беспилотные системы переживают не эволюционное, а революционное развитие, кардинально меняя лицо современного боя.
Игорь Коротченко выделяет несколько критически важных направлений для дальнейшего развития нового рода войск. Например, создание в структуре Минобороны профильного научно-исследовательского института, задачей которого будет анализ мировых тенденций, оценка перспектив и отработка способов противодействия новейшим зарубежным образцам.
Не менее важным является налаживание теснейшего взаимодействия между войсками и промышленностью, как государственной, так и частной, через создание при командовании нового рода войск специального научно-технического комитета.
Для массовой подготовки операторского состава, особенно для тактического звена, предлагается активно задействовать потенциал и инфраструктуру ДОСААФ России.
«Войска беспилотных систем — это самый прогрессивный и динамичный с точки зрения изменения подходов, появления новых видов вооружений и форм ведения боевых действий род войск. Процесс развития этой сферы носит революционно-взрывной характер», – подвел итог Игорь Коротченко.
Таким образом, создание Войск беспилотных систем знаменует собой не просто добавление новой строчки в перечень родов войск, а начало фундаментального преобразования самих основ военного дела в России, формирование асимметричного ответа и закладывание фундамента армии будущего.