![]()
© Michael Kappeler/ dpa/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
– Юрий Николаевич, что такое в космосе обеспокоило европейцев, кто им, бедным, из внеземного пространства угрожает?
– Как всегда, Россия и Китай. Кто же еще? Вы не поверите, но оказывается, космические спутники этих стран занимаются шпионажем. CNN ужасается: «Германия, Франция и Великобритания в 2025 году неоднократно предупреждали о растущей угрозе со стороны российских и китайских космических спутников, которые регулярно замечены в шпионаже за спутниками, используемыми западными державами. В октябре 2025 года эти страны неоднократно сообщали о случаях слежки, глушения и создания помех со стороны России в работе их спутников в космосе».
Министр обороны Германии Борис Писториус на Берлинской конференции лидеров космической отрасли заявил: «Действия России, особенно в космосе, представляют для всех нас фундаментальную угрозу. Угрозу, которую мы больше не можем игнорировать».
Эту, так сказать, обеспокоенность подтверждают и выводы международного аналитического центра RAND* (признан нежелательной организацией в РФ – «МК»): «Нацеливание на спутники связи может повлиять на такие аспекты, как спутниковые снимки, телекоммуникации и широкополосный спутниковый интернет. Сбой в работе систем навигации и позиционирования может повлиять как на военные операции, так и на гражданскую авиацию».
– А то можно подумать, западные космические системы занимаются чем-то другим. Особенно, в зоне проведения СВО. Что-то мне подсказывает, что эта «обеспокоенность» возникла с подачи украинской стороны. Это так?
– Так. «Космические предупреждения» появились после начала СВО. Украинские официальные лица заявили, что «Москва усилила сотрудничество с Китаем: Пекин проводит спутниковую разведку украинской территории по поручению России».
– Как это по- европейски и украински – а нас-то за шо?
– Вот именно: Запад возмущается, что Китай в противовес (!) спутникам Маска Starlink к 2027 году планирует довести число активных спутников Guowang до 400, обеспечивая как коммерческую связь, так и военные коммуникации. Маску, получается, можно, а России и Китаю – ни-ни.
При этом Писториус очень недоволен тем, что два российских разведывательных спутника в сентябре 2025 года были замечены отслеживающими (вот наглость!) два спутника IntelSat, используемых Вооруженными силами Германии и ее союзниками. IntelSat, напомню, – коммерческий поставщик спутниковых услуг, чьим парком пользуются правительства и компании в США и Европе.
Писториус раскрыл «секрет»: «В последние годы Россия и Китай стремительно расширили свои возможности ведения космической войны: они могут заглушать, ослеплять, манипулировать спутниками или уничтожать их с помощью кинетических средств».
– Кто еще в Европе озабочен космической угрозой?
– Еще – Великобритания, как же без нее? Глава британского Космического командования генерал-майор Пол Тедман в интервью BBC заявил, что российские спутники следят за британскими объектами в космосе, а также «еженедельно» глушат их сигналы: «У них на борту есть аппаратура, которая может видеть наши спутники, и они пытаются собирать с них информацию».
А тут и Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте подтянулся, вновь возвестив в нынешнем году «о планах России разработать ядерное оружие в космосе для выведения из строя и уничтожения спутников».
При этом Президент России Владимир Путин публично заявил, что Москва не намерена размещать ядерное оружие в космосе.
– Как, по мнению западных экспертов, ведется спутниковая разведка?
– Полагаю, их военные специалисты, тем более – ученые прекрасно понимают механизм космического шпионажа. Странно было бы иначе – они этот механизм разрабатывают и эффективно применяют. Забавляет другое: как они комментирует наши и свои действия в космосе.
– Забавляет?
– А вы подумали – удивляет? Нет, удивляться тут нечему – они напускают своеобразный «туман войны», выдвигая правдоподобную, но неполную версию происходящего. Так, они сообщают, что в целом космическим силам сравнительно просто обнаруживать и определять местоположение иностранных спутников, но сложно (?) выяснить их точные возможности и намерения.
Клейтон Своуп, заместитель директора Проекта по безопасности в аэрокосмической сфере в Центре стратегических и международных исследований (CSIS)* (признан нежелательной организацией в РФ – «МК») в Вашингтоне, делится своими соображениями: «Специалисты строят предположения о намерениях российских спутников на основе того, где в космосе находится спутник, что еще находится рядом с ним, а также исторических особенностей поведения подобных спутников. Например, если российский спутник в течение длительного периода времени находится вблизи европейского спутника связи, можно сделать вывод, что он находится там с целью шпионажа. Эксперты полагают, что российские спутники, приблизившиеся к двум спутникам IntelSat, частично используемым Германией, предназначались для перехвата сигналов».
– Да, глубокий вывод. Помнится, что-то говорилось и о противоспутниковом оружии?
— Об этом Клейтон Своуп тоже сообщил СNN: «На более низких орбитах российские спутники ранее испытывали предметы, похожие на оружие, и запускали снаряды. Можно идентифицировать спутники, похожие на те, что оснащены снарядами, чтобы определить, представляют ли они физическую угрозу для объектов других стран. У русских уже есть опыт использования таких спутников для слежки за другими спутниками, так что можно подумать, что это спящая ячейка, готовая нанести удар в любой момент. Очень сложно отличить угрозу в смысле оружия от угрозы в смысле сбора разведывательной информации. Иногда приходится о многом догадываться по поводу возможностей спутника и намерений его оператора».
В общем, пытаются создать впечатление, что над космическими программами и аппаратами работают не светила точных наук, а гадалки на кофейной гуще, проповедующие «военную диалектику»: попадет – не попадет?
– Есть ли у Запада особые претензии к Китаю, помимо сотрудничества с Россией?
– Есть – не то слово! В СNN раскрыли, что Китай представляет еще большую угрозу, чем Россия. Мол, аналитики заметили ряд сложных маневров Китая в космосе, направленных на сближение с другими спутниками, «на невероятно высоких скоростях и с такой точностью, что это вызвало недоумение на Западе». Например, Китай провел испытания спутника с роботизированной рукой, способной переводить другие спутники на другую орбиту (но при этом не сообщили, применялась ли эта система против чужих аппаратов).
Тот же Своуп из CSIS* вновь высказался весьма забавно (для аналитика такого высокого ранга): «Мы не всегда знаем, что они делают, но они делают много разных вещей, которые заставляют многих людей чесать голову».
– Как говорил Винни Пух, это «жу-жу» неспроста. Видимо, намечается очередная гонка вооружений, вернее, пока – технологий в космосе? И надо создать повод для выделения бюджета?
– Именно для этого все это пропагандистское «жу-жу» и затеяно. Германия уже заявила, что в течение следующих пяти лет выделит на космические проекты до 35 млрд евро. Представитель Министерства обороны ФРГ сообщил СNN, что объем закупок в космической сфере в 2025 году составит около 1,9 млрд евро, «но в ближайшие годы он значительно вырастет».
Правительство Великобритании также объявило о намерении увеличить расходы на оборону в 2025 году, а в стратегическом обзоре британских возможностей было отмечено, что «больше внимания необходимо уделять космической, кибернетической и электромагнитной сферам». В октябре 2025 года Великобритания объявила, что проводит испытания датчиков для обнаружения лазерных угроз в космосе в рамках мер по защите британских спутников.
Анализ, проведенный лондонским аналитическим центром Chatham House* (признан нежелательной организацией в РФ – «МК»), показал, что в краткосрочной перспективе необходимы еще большие инвестиции, а в стратегическом обзоре почему-то не учтено, насколько серьезными на самом деле являются угрозы в космосе, из-за чего страна рискует остаться позади.
Кстати, Своуп сам озвучил и позицию Франции – мол, эта страна «очень активно заявляла о необходимости иметь так называемые «спутники-телохранители», то есть спутники, задача которых — защищать другие спутники. То, как будут выглядеть эти аппараты, остается открытым вопросом, поскольку разработка продолжается».
– Замечания были учтены, недостатки устранены?
– Да, цель достигнута. Западные аналитики отмечают, что США в последние годы значительно увеличили инвестиции в военный космос. И европейские союзники могут извлечь из этого выгоду, благодаря сотрудничеству в рамках НАТО и других альянсов. Технические специалисты подготовили Объединенную полярную спутниковую систему-2 (JPSS-2) Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA) к летным испытаниям на низкой околоземной орбите на базе космических сил Ванденберг (VSFB) в Калифорнии. Испытания уже проведены.
Вот пасьянс и сложился – ради чего напускался «туман войны», раздувалась «обеспокоенность». Всего лишь надо было обосновать «космический» бюджет. И его убедительно обосновали – российско-китайская угроза.
Как втолковывала еще в советские времена следователю ОБХСС известная в кругах «цеховиков» экономист Роза Марковна Кац, у хорошего бухгалтера не сходится только юбка.
– Европа стремится самостоятельно развивать свои космические программы?
– Такое стремление наблюдается. «Нэшнл интерест» пишет: «Космос теперь прочно признан стратегической сферой. Более того, это главная стратегическая позиция, где великие державы и корпорации мира борются за доминирование. Европейское оборонное агентство (ЕОА) и Европейское космическое агентство (ЕКА) теснее сотрудничают в области киберустойчивости космических объектов, стремясь повысить свою конкурентоспособность в этой стратегической сфере, несмотря на десятилетия отставания от США, Китая и России.
Европейская комиссия (ЕК) предполагает, что Европа все больше зависит от космических услуг, таких как навигация, наблюдение за Землей и связь, и что эти услуги имеют решающее значение для ее безопасности. Нарушение работы этих систем и функций может поставить под вопрос безопасность Европы.
С ростом российской угрозы для Европы, усилением Китая на Востоке и все более противоречивой позиции Америки, европейцы стремятся максимально адаптировать свое общество и системы к местным условиям. Сегодня наблюдается серьезная стратегическая тенденция к европейской автономии в космосе. Способность защищать и обеспечивать безопасность критически важных космических систем становится частью этой цели».
– Это – заявка на независимое участия в «звездных войнах»? Какие для этого имеются или создаются структуры?
– Для осуществления стремления Европы стать самостоятельным и конкурентоспособным субъектом в космосе был предпринят ряд инициатив. Среди них — создание Центра операций по кибербезопасности (C-SOC), создаваемый ЕКА. Это – специализированная структура мониторинга и защиты космических систем, наземных сегментов и каналов связи (земля-космос, космос-космос) от киберугроз.
Под эгидой ЕКА новая дополнительная программа будет включать в себя наблюдение за Землей, защищенную связь, позиционирование, навигацию и синхронизацию (PNT), мониторинг спектра и Интернет вещей (IoT) для обеспечения возможностей безопасного и быстрого реагирования.
– Во что обойдется эта программа?
– ЕКА стремится получить около 1 миллиарда евро на разработку спутниковой сети с оптическими/радиолокационными датчиками высокого разрешения, бортовым искусственным интеллектом и обработкой данных, которая будет использоваться как в гражданских, так и в военных целях, особенно в разведке. Система будет иметь двойное назначение. Кроме того, ЕКА поддерживает стратегию Европейского союза по внешним связям (EEAS) по более эффективному использованию космоса в целях безопасности и обороны, включая осведомленность о космической сфере, защиту критически важных космических систем и услуги двойного назначения.
Традиционно ЕКА занималось развитием гражданского космоса — наукой, исследованиями, наблюдением за Землей, связью и так далее. Поворот в сторону обороны означает расширение его полномочий и включение в них вопросов космической безопасности, устойчивости к внешним воздействиям и возможностей двойного назначения. Европейская космическая отрасль также будет все больше учитывать оборонные потребности.
ЕКА берет на себя роль главного координатора между различными заинтересованными сторонами в европейском космическом секторе.
Но тут есть нюанс: космические возможности оборонного назначения, как правило, обходятся слишком дорого. Поэтому европейским государствам-членам придется взять на себя новые финансовые обязательства (выбрали удачный момент, ничего не скажешь). Обрадует ли это европейцев?