![]()
Гарантии безопасности к мирному соглашению по урегулированию конфликта между Москвой и Киевом пропишут дополнительно, заявил спецпосланник президента США по Украине Кит Келлог.
«Мы должны включить дополнительные документы, возможно, приложение, где были бы гарантии безопасности», — сказал он, добавив, что США могут подтолкнуть Украину отказаться от территорий в обмен на эти гарантии.
По его словам, Киеву «предстоит принять трудные решения».
Ранее о том, что Киев получит гарантии безопасности по аналогии со ст. 5 Североатлантического договора, «адаптированные к обстоятельствам данного конфликта и интересам Соединенных Штатов и их европейских партнеров», сообщил журналист Axios Барак Равид.
«Настоящее Рамочное соглашение устанавливает условия перемирия между Украиной и Российской Федерацией и предоставляет гарантии безопасности, основанные на принципах статьи 5 Североатлантического договора, адаптированные к обстоятельствам данного конфликта и интересам Соединенных Штатов и их европейских партнеров», — говорится в документе, опубликованном им.
В нем также подчёркивается, что Вашингтон подтверждает, что нападение России через согласованную линию перемирия на Украину будет расцениваться «как нападение, угрожающее миру и безопасности Трансатлантического сообщества». В таком случае президент США должен после незамедлительных консультаций с Украиной, НАТО и европейскими партнерами «определить меры, необходимые для восстановления безопасности».
Они могут включать в себя «применение военной силы, разведывательную и материально-техническую помощь, экономические и дипломатические шаги, а также другие шаги, которые будут сочтены целесообразными».
Это и есть гарантии, о которых говорит Кэллог? И как нам на это реагировать? Впрочем, будут ли эти гарантии выполняться — тоже большой вопрос.
— Когда ишак не хочет тащить арбу, тогда погонщик перед его носом подвешивает на палке морковку, — говорит историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Вот всё происходящее вокруг Украины напоминает эту ситуацию.
Зеленский — это ишак, который заупрямился: он прекрасно понимает, что в конце пути его ждёт живодёрня. Вот поэтому Западу приходится изобретать методы принуждения строптивца к исполнению навязанной ему воли.
А что касается России, то не надо принимать таракана за великана: влажные мечтания Запада могут приобретать гротескные формы, но вот не припомню чтобы после 2014 года нам было навязано их исполнение.
— Мы вообще ничего не знаем, — подчёркивает руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.
— Перед нами всего лишь план действий на длительный период времени (как минимум, на месяцы, но, может, и на годы), который подразумевает принятие специальных законов на Украине и в России, внесение изменений в Конституцию Украины, в документы НАТО, заключение целого ряда новых договоренностей двустороннего и многостороннего характера, проведение выборов на Украине и прочая, прочая, прочая.
«СП»: У плана может быть некая секретная часть, которую они заявят в процессе?
— Не думаю. Повторюсь: это просто план, который подразумевает принятие отдельных решений по каждому пункту. Вопрос гарантий возникает в развитие идеи дальнейшего мирного сосуществования Украины и России.
«СП»: Axios ранее писал, что пропишут гарантии, аналогичные пятой статье НАТО. Может такое быть? А смысл тогда отказывать Украине во вступлении в НАТО, если основа НАТО как раз пятая статья?
— Как я понимаю, США в лице Трампа жаждут стать единоличным гарантом соблюдения договоренностей. Это выражение личных амбиций американского президента, его желания увековечить свое имя в истории. Он хочет, чтобы сам выход из этого кризиса носил его имя.
«СП»: А какие могут быть гарантии, давайте пофантазируем.
— А что тут фантазировать. Если автор идеи американских гарантий Трамп, то можно предположить, что речь будет идти о санкциях в случае нарушения договоренностей. Например, России откажут в международном признании новых территорий, опять устроят экономическое давление.
Если договор нарушит Украина, достаточно будет просто отказать в поддержке. Вариантов много, но ясно, что речь будет идти о мерах ограничительного характера.
«СП»: А кто и как может гарантировать эти гарантии? Тот же Келлог говорит, что США не хотят повторения ситуации с Минскими соглашениями, но ведь они были, и их не выполнили. Как и Будапештский меморандум, упомянутый Келлогом. Что изменится?
— Ничего. Сейчас даже решения Совбеза ООН ничего не значат. Если авторитет международного права возрастет, если соблюдение международных договоров станет обязательным для всех, а не только для тех стран, что послабее, тогда можно быть уверенным, что конфликт не повторится. Пока же это может оказаться всего лишь передышкой.
«СП»: Устроят ли эти гарантии Украину, Россию и Европу? Как Вашингтон планирует их навязать?
— На этот вопрос только время ответит. Сейчас ни документа, требующего гарантий, нет, ни сами гарантии не озвучены. А есть только план. Который, кстати, еще не принят сторонами. Так что предмета для разговора в общем-то и нет.