![]()
Фото: CNP/AdMedia/GlobalLookPress
тестовый баннер под заглавное изображение
А в ответ президент Дональд Трамп и миллионы его сторонников завелись и сразу наклеили на Мамдани ярлык «коммунист!», что для американских консерваторов является крайне отрицательным — а то и токсичным — политическим клеймом.
Как будто ньюйоркцы на выборах впрямь избрали нового Гэса Холла — легендарного генсекретаря Коммунистической партии США с 1959 по 2000 год, который всю жизнь неустанно боролся против «разгула капитализма» и «потогонной системы» в США — против тех самых «язв капитализма» и «американского мира наживы и чистогана», о которых советская пропаганда так любила говорить.
Можно подумать, что у Мамдани то же самое гротескное представление о нью-йоркских капиталистах, как это было отражено на советских карикатурах — в виде жирных, злобных, смакующих свое баснословное состояние богачей в цилиндрах, курящих сигары и купающихся в кучах золотых монет.
Однако на самом деле Мамдани является лишь социал-демократом в стиле долговечного сенатора Берни Сандерса, и ему, конечно же, далеко до настоящего коммуниста. Новоизбранный мэр Нью-Йорка не собирается, например, ввести Госплан, отнять и поделить частную собственность, превратить фермерские хозяйства в колхозы или вводить обязательные занятия по марксизму-ленинизму в нью-йоркские школы и университеты.
Его фирменные политические программы — бесплатные автобусы, бесплатные услуги по уходу за детьми с шести недель до 5 лет, повышение налогов на богатых, зарабатывающих больше $1 млн, — сами по себе не делают его коммунистом.
Однако есть у Мамдани одна программа, которая несколько смахивает на такое: его предложение значительно расширить программу контроля над ценами на аренду квартир. Недоступные цены на недвижимость являются одним из самых болезненных вопросов для большинства жителей Нью-Йорка. Выходит, что пресловутый «квартирный вопрос» портит и большинство ньюйоркцев тоже.
Проблема в том, что в Нью-Йорке живет самое большое в мире количество миллионеров (примерно 385 000, означающее, что каждый 22-й житель города является им) и миллиардеров (66) — хотя ни те, ни другие больше не носят цилиндров. Это один из главных факторов, которые определяют высокие цены на недвижимость для всех жителей города, независимо от того, к какому социальному слою они принадлежат. (В этом смысле Нью-Йорк сильно отличается от средних и малых городов США, где цены на жилье гораздо более доступны, особенно с учетом ипотеки около 5%.)
Несколько похожая ситуация сложилась в Москве, где живет примерно 30 000 миллионеров и 23 миллиардера, которые также влияют на высокие цены на недвижимость. В результате нелюбовь жителей Нью-Йорка к супербогатым не слишком отличается по сути своей от нелюбви простых москвичей — и всех остальных россиян — к российским супербогатым.
И все же введение Мамдани контроля над ценами на недвижимость проблематично по той простой причине, что оно неизбежно создаст дефицит ее объектов, особенно когда арендодателям станет гораздо менее выгодно сдавать квартиры при принудительных, более низких ценах.
Дефициты почти всегда являются закономерным последствием, когда государство диктует цены. Достаточно вспомнить многочисленные дефициты товаров в Советском Союзе при его повсеместном контроле над их ценами.
Однако базовый изъян в уж очень щедрых и амбициозных социалистических программах Мамдани метко определила в свое время легендарная «железная леди» консерватизма Маргарет Тэтчер, когда она сказала: «Главная проблема социализма в том, что рано или поздно заканчиваются чужие деньги».
Еще есть опасение, что повышение налогов на богатых и на крупные корпорации в Нью-Йорке может подтолкнуть какой-то процент из них покинуть этот город. Но, скорее всего, львиная доля останется, несмотря на новую налоговую нагрузку, потому что они не могут жить вне этой уникально динамичной и богатой «столицы мира», как пафосно назвал Нью-Йорк писатель Э.Б.Уайт.
В результате «Большое яблоко» по-прежнему останется логовом американского и глобального капитализма. И «Мек моней!», как написал Владимир Маяковский в своем стихотворении «Бродвей», после того как в 1925 г. воочию посмотрел на нью-йоркских буржуев свысока, сохранится одним из главных стимулов и кредо жителей Нью-Йорка.
Да и сам Мамдани стремится, чтобы простые жители города имели возможность «мек» как можно больше «моней». Именно поэтому он собирается повысить минимальную зарплату до $30 в час — игнорируя, однако, что это неизбежно приведет к скачку инфляции в городе, который будет бить сильнее всего по тем же простым жителям.
Но ньюйоркцы проголосовали за Мамдани не только за его популярные социальные программы, но также и за жесткие антитрамповские позиции. Новый мэр заполнил сегодняшний кризисный пробел в Демпартии, где довольно мало ярких и сильных политиков, которые способны и готовы по-настоящему противостоять злоупотреблениям президента Трампа.
Показательно, что главный конкурент Мамдани на выборах мэрии, Эндрю Куомо, оказался наиболее типичным примером вялости сегодняшних ведущих демократов. На этом фоне неудивительно, что весьма харизматичный, красноречивый, энергичный и при этом еще и молодой Мамдани преуспел на выборах.
Между прочим, во время предвыборной кампании Мамдани, согласно своей левацкой идеологии, демонстративно отказался принимать политические пожертвования от богатых людей — включая Сороса — и больших корпораций. А Куомо, наоборот, с удовольствием принял большие пожертвования от более чем 20 миллиардеров и от корпораций. В конечном итоге, однако, крупные донаты никак не помогли Куомо. Популистская предвыборная кампания Мамдани, несмотря на то что она была гораздо более скромно профинансирована, оказалась намного успешнее.
Тем временем Трамп, почувствовав мощный политический вызов от Мамдани, погорячился и сразу пошел в атаку. Он угрожал прекратить все федеральные финансирования городу Нью-Йорку. Кроме того, президент США угрожал послать федеральные войска в Нью-Йорк, чтобы «навести там порядок», которому Мамдани обещал противостоять всеми способами. В ответ Трамп заявил, что может арестовать Мамдани, если тот не будет соблюдать его указы. И последнее: Трамп пообещал «расследовать вопрос законности гражданства» Мамдани, который родился в Уганде, — хотя он легально стал гражданином США в 2018 году.
Российские СМИ уделяли большое внимание не только победе Мамдани и его социалистическим программам в поддержку жителей Нью-Йорка, но и положению бедных по всей Америке в целом. Поскольку победа Мамдани на выборах совпала с федеральным шатдауном, почти каждый россиянин теперь знает из телевизора, что 42 млн американцев получают государственное пособие на продукты питания.
Как правило, когда идут такие телевизионные сюжеты, то, согласно старой советской практике, показывают на фоне репортажей жуткие ролики про самых нищих, криминальных и психически больных элементов общества, живущих прямо на улицах. Такие жители, к сожалению, есть, как и в любом государстве. Но это крошечный процент из тех 42 млн граждан США (около 13% населения), которые получают пособие на продукты. (Нелегальные иммигранты не имеют права на участие в этой программе.)
И интересно посмотреть на официальное государственное определение «бедности» в Америке, согласно которому черта бедности для одного человека определена в этом году зарплатой $1304 в месяц, или 106 000 рублей. (В России официальная черта бедности — зарплата 16 863 рубля в месяц, что в 6 раз меньше американского показателя.)
Показательно, что среди 42 млн американцев, которые получают пособие на продукты, примерно 40% владеют домами или квартирами. Почти все остальные снимают жилье. Они явно не бомжи на улицах, как бы телевизор ни старался доказывать обратное.
Как раз президент Трамп считает, что многие из тех, кто официально квалифицируется как «бедные» в Америке, «с жиру бесятся». Президент США считает, что порог для черты бедности в США слишком высок — что $1304 в месяц (106 000 рублей) или даже ниже того, мол, вполне достаточно, чтобы жить без государственного пособия на продукты, которое слишком дорого обходится федеральной казне (около $8 млрд в месяц). Тем более что граждане, которые считаются бедными по этим показателям, получают многие другие виды экономической помощи от государства, включая базовую бесплатную медицинскую страховку и жилищную помощь.
В целом Трамп считает, что «слишком щедрая» система государственных пособий менее благополучным слоям общества вредна тем, что она часто побуждает их не работать совсем и просто жить за счет велфера.
Думаю, что многие малоимущие в России согласились бы с Трампом по поводу «с жиру бесящихся» бедных в Америке. Можно предположить, что для них бородатый ироничный анекдот советских времен не потерял свою актуальность: «Да, слышали мы, что негры в США недоедают. Дайте нам то, что они не доедают!»