Застывшее платье Кифера. Фото: пресс-служба фестиваля.
тестовый баннер под заглавное изображение
Мировая премьера картины состоялась в 2023 году на Каннском кинофестивале. Поскольку это был спецпоказ, многие его пропустили. В огромном потоке кино, которое там ежегодно представляют, легко затеряться даже таким титанам, как Вендерс. А фильм он снял грандиозный.
В 2021 году к 75-летию Вима Вендерса на Beat Film Festival показали документальную картину «Вендерс» Эрика Фридлера, где главный герой совершает путешествие по местам съемок своих выдающихся картин «Небо над Берлином» и «Париж, Техас». Это было погружение в себя, осознание идентичности немца, прожившего какое-то время в Америке.
Сам Вендерс снял фильмы-портреты выдающихся современников – фотографа Себастьяна Сальгадо, хореографа Пины Бауш, папы Римского Франциска. Теперь его героем стал немецкий художник и скульптор Ансельмом Кифер. Оба они родились в 1945-м. В одном из архивных интервью Кифер говорит: «Я не знаю, кем бы я стал в 1930-м или 1939-м. Кто знает, что я натворил бы».
Начинается «Ансельм. Шум времени» с окаменевших платьев, сделанных то ли ткани, то ли из асбеста. Они стоят в лесу как исполины, под сводами стеклянной галереи и хороши для бала, если бы не следы времени. Вместо голов над ними возвышаются стопки книг с испепеленными страницами, кирпичи, колючая проволока. Кадры хроники, включая военную, сочетаются у Вендерса с игровыми сценами.
Кадр из фильма “Ансель. Шум времени”. Фото: пресс-служба фестиваля.
Мы постоянно присутствуем в пространстве заброшенного кирпичного завода, ставшего плацдармом для художника. Там он работает с сухой травой, выжигает ее огнем и металлом, тут же заливая водой и добиваясь поразительного эффекта. Кифер говорит, что нельзя просто рисовать поле после того, как по нему проехали танки. Его величественные полотна с мертвыми пейзажами производят сильнейшее впечатление. А окаменевшие военные самолеты, выставленные в Новой национальной галерее Берлина, вызывают самые противоречивые чувства.
Кифер создал альбом мозга немецкого философа Мартина Хайдеггера, приверженного идеям национал-социализма, показал, как он разлагается под воздействием раковой опухоли. Последние страницы черные, как пепелище. Когда Кифер учился во Фрайбурге, он мог встретиться с Хайдеггером лично, поскольку он там преподавал. А теперь Кифер размышляет о его «заблуждениях», которые философ так и не признал.
Будущий художник родился в убежище, где пряталась его мать во время бомбежек союзников. Оставалось два месяца до конца Второй мировой войны.
Спустя годы, надев отцовскую форму Вермахта, Кифер сделал серию фотографий с запрещенным в Германии с 1945 года нацистским салютом, чтобы напомнить миру о природе зла. Это был с его стороны протест против забвения страшной истории. О ней запрещалось упоминать. И он бросил вызов, получив в ответ обвинения в неофашизме.
Вендерс приводит строки немецкого поэта еврейского происхождения Пауля Целана, родители которого стали жертвами Холокоста. В них есть и такие слова: «Смерть – это немецкий учитель».
Вим Вендерс не только режиссер, но и архитектор. Он великолепно чувствует пространство. Его индустриальные пейзажи, заснеженные поля, лесные поляны сняты невероятно, в чем немалая заслуга оператора Франца Лустиаг.
В финале, почти на титрах, на постаменте появляются два огромных крыла на фоне бескрайнего неба. Когда-то они сводили с ума в «Небо над Берлином» и здесь действуют беспроигрышно.
Есть в фильме игровые эпизоды с юным Ансельмом. Его сыграл внучатый племянник режиссера Антон Вендерс. Он рисует камеры для плохих детей и погружается в свое неглубокое в силу возраста прошлое. Сам Кифер в юности прошел путь Ван Гога от голландского Арнема до французского Арля. Снимался у Вендерса и сын художника в роли своего молодого отца. Три героя ведут диалог со временем и Вимом Вендерсом, пытаясь найти ответы на проклятые вопросы.