Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Зачем Сергей Жигунов погрузился в историю Донбасса

Сергей Жигунов после рабочего просмотра.

тестовый баннер под заглавное изображение

Сценаристов, наверное, тоже было не меньше. Не все дошли до финиша. «Большой поход» задуман ради «попытки разобраться в том, что сегодня происходит у нас на востоке, за что борются те и другие». Сергей Жигунов, изучив множество материалов, сделал вывод: все, чему  нас учили в школе, было неправдой. 

Один из этапов работы подходит к концу. Идет монтажно-тонировочный период первой части саги о  нескольких поколениях шахтерской семьи. Часть рабочего материала первого блока, охватившего  период с  1918 по 1954-й годы, удалось посмотреть на «Мосфильме». Снимали его два режиссера —  Сергей Мезенцев в Подмосковье и Александр Балахонов, работавший со второй съемочной группой в Каменске-Шахтинском.   

«Мы разбираемся в том, что случилось. Наши бабки и деды прожили чудовищную, невыносимую жизнь, — говорит он. —  Причем не только в России, но и в Европе. То, что вы сегодня увидите, малая часть того, что будет происходить с нашими героями. Пока они молоды, и все, что с ними происходит,  несмотря на драматизм, это цветочки. У них пока новогодние каникулы и все очень хорошо. Плохо будет дальше. Пока мы находимся на одной улице, потом будет вся Европа».  

Режиссер Сергей Мезенцев на съемках.

Ощущение одной улицы не покидает. Все, что мы видели на съемках, а это несколько улиц, рыночная площадь, трактир, магазин, Юзовская чрезвычайная комиссия по борьбе  с контрреволюцией и саботажем, копия старой шахты, какой она могла быть сто лет назад, — все это на экране, как это бывает даже в самых лучших декорациях, кажется кинематографическим миром.   

Сергей Мезенцев интересуется: «Зритель это будет смотреть взапой?» Работавшая с ним группа, уверена в том, что будет. Молодых актеров политические и социальные реалии особенно не волнуют. Лишь бы играть, скакать, стрелять. После первого просмотра для своих они остались собой довольны: «Все замечательные. Мирослава — бомба. Ты тоже справился». 

Сергей Жигунов тоже доволен: «Очень мало осталось режиссеров, умеющих работать с артистами. Сергей Степанович сам работал актером провинциального театра. Я тоже, правда, один сезон, когда меня выгнали из института. Я работал в Ростовском ТЮЗе с Аней Самохиной. Это совершенно другие артисты, натренированные, как беговые лошади. Проблема для них не в том, чтобы  роль получить, а в том, чтобы избавиться от нее. У них много спектаклей, гастроли. В субботу — два утренника, а потом еще вечерний спектакль. А труппа крошечная.  То, что делает Сергей Степанович, — это профессиональное чувство правды, которое не всегда присутствует в Москве. Провинциальный театр — это другой мир». 

Первые зрители — актеры Мирослава Михайлова и Владислав Хитрик.

Сергей Мезенцев в советские годы жил и работал в Киеве и теперь уверенно взялся за аналитику сути противостояния в регионе,  «украинского  западного  менталитета», о чем говорил  еще на начальном этапе работы. 

Непростую тему пытались осмыслить известные западные кинорежиссеры, в частности, Агнешка Холланд, снявшая в 2019-м полнометражную картину «Мистер Джонс» на основе реальной   истории  журналиста из Уэльса Гарета Джонса. Он приезжал  в Москву ради того, чтобы взять интервью  у Сталина, посетить Сталино (так  назывался Донецк  с 1929 по 1961 годы), где жила его мать.  Главную роль сыграл британский актер Джеймс Нортон, известный по роли Андрея Болконского в британском сериале «Война и мир». Проколов в этой картине хватало, было ощущение искусственности  и приблизительности происходящего.  

Подготовка к сцене свадьбы.

В первых кадрах «Породы» появляется Владимир Ильич Ленин в исполнении лишенного портретного сходства Виталия Кищенко. Любопытно, что он тоже сыграл героя Толстого, Алексея Александровича Каренина,  в экранизации романа «Анна Каренина» Карена Шахназарова. 

Ильич рассуждает о дальнейшем  пути Донбасса в компании весьма условного  Иосифа Сталина  и более или менее правдоподобного Льва Троцкого. Любопытно в этой связи прочитать речь последнего  «Внимание Донбассу!», которую он произнес в 1920 году  на конференции компартии Украины.  

К портретному сходству никто особенно и не стремился. Главное — идея, а не ее носитель. Как и обещал Сергей Жигунов на съемках, Ленин, Троцкий и  Сталин решают, что делать с Донбассом. «Есть абсолютно необъяснимая история 1918 года, когда Ленин вдруг поменял свою позицию, и Донбасс, который должен был отойти к  России, был передан Украинской Советской Республике. Никто не знает, что произошло», — говорил Жигунов еще на съемках. 

Первого председателя Совета народных комиссаров ДКСР тов. Артема сыграл Евгений Коряковский. В дальнейшем на экране появятся Бандера, Гитлер, Судоплатов.

Говорят актеры на разных языках и диалектах, на русском, польском,  украинском языках, львовской гваре, как заявлено, и все друг друга каким-то образом  понимают.  

Уже идет работа над сценарием второго блока, события которого  охватят 1954-1991 годы. Герои повзрослеют, и произойдет смена актерской команды. На место молодых придут опытные и известные артисты. Возможно, появится и продолжение с замахом на 1991-2014 годы.  

Источник