Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Картины, в которых узнаешь свое детство: чем цепляет выставка династии Кугачей

Юрий Кугач. В ноябре.

тестовый баннер под заглавное изображение

Работы всех троих Кугачей — про жизнь, про каждого из нас. В центре внимания династии художников находится простой человек: красота его туда, очарование простоты его быта, секреты тихого счастья и окружающий его мир, но каждый претворяет человека и мир вокруг него, расставляя свои акценты. 

Возле картины основателя династии Юрия Кугача стоят три женщины: 

— Посмотри, — говорит одна из них, — такой же дом, как у моей бабушки был, ты помнишь?

— Точно! Как же в точку! Словно мы пятилетние втроем снова побежим по этой дорожке к бабе Нине на бульон греться, — отвечает вторая. 

Иван Кугач. Окна либерализма. Уничтоженный завод.

Старший Кугач раскрывает мир человека через его дом и природу вокруг, подсвечивая красоту простоты окружающей действительности. Женщины стояли у картины «В ноябре» — два домика, к которым ведет едва протоптанная по свежевыпавшему снегу тропка, покосившийся деревянный заборчик, за которым — жизнь! Еще не все пожелтевшие листья осыпались с деревьев, коих много на участке. Деревенский пейзаж не выглядит уныло, напротив — в нем тепло и уют, ведь в этом доме ждут и обязательно согреют чашкой бульона… 

Живописец показывает разные краски деревни — «Весенний день» наполнен солнечным светом, свежей зеленью, аромат которой словно доносится через полотно, нас касается нежность лепестков мать-и-мачехи, едва выторкнувшейся из земли. Скромный, но милый деревянный домик окружен деревьями — и нет, то не заросли, а желание человека жить в гармонии с природой, в согласии с ней. 

Михаил Кугач следует заветам отца и учителя, но в своем ключе. Его человек продолжает жить в согласии с природой, но  сталкивается со страшной реальностью: снова дорога, но ведущая не к дому, а от него, и на фронт. Кому-то из его героев суждено встретиться вновь — на полотне «Встреча» мать обнимает вернувшегося с фронта сына. А старик-отец, герой картины «Жизнь продолжается», остался один — очевидно, что с победного мая 1945-го уже прошло немало времени, весна, оттепель, а в этом доме так и не случилось радостных трепетных объятий, и тропку к нему затопило талой водой. 

Иван Кугач. Домашние хлопоты.

На полотне «Вернулся», напротив, сын пришел с фронта в пустой дом, и лишь соседская кошка ластится к его ногам. Михаил Кугач показывает войну с другой стороны — человеческой, показывая, какие беды принесла война в каждый дом, частная история одного из миллионов. И вроде бы мы понимаем, что речь идет о Великой Отечественной, но обращается мастер, на чье детство пришлась та страшная война, уже в наши дни — в XXI веке, и увы, те страшные истории, которые рассказывают герои его полотен, не ушли в прошлое. 

Наконец, сюжеты Ивана Кугача — и снова про семью и про простого человека, про его маленькие радости и горести. Первая его работа, с которой встречается зритель на экспозиции — «Домашние хлопоты». Сколько уюта в этом стареньком деревянном домике с полосатым ковриком, который вспомнят многие из нас! Топится печка, вошедшего в дом гостя встречает рыжий кот, причем, очевидно нас здесь ождали — только что завершили уборку, даже веничек не успели убрать… 

Стоит остановить особенное внимание у циклов Ивана Кугача. Взять хотя бы «Валенки» — о красоте человеческого труда. Сколько очарования в лицах простых рабочих, радости от созидания руками! Но совсем другой по настроению и содержанию цикл «Окна либерализма». Те же домики (и не только!), что живописал Юрий Кугач, но их современное состояние — страшная разруха, оказывается, архитектура тоже может болеть, как и человек, страдать и стонать!

Михаил Кугач. Жизнь продолжается.

Его картины тоже повествуют историю через детали. Взять хотя бы «Уничтоженный завод»: у выбитого окна мемориальная табличка сообщает — когда-то здесь работал Герой Советского Союза Егоров Иван Егорович, погибший в годы Великой Отечественной войны. А теперь в этом здании от непогоды прячутся те, которым объявление на окне предлагает «Помощь наркозависмым и алкозависимым». Но тут включается в работу удачная «закольцованная» композиция выставки, с чего мы начали осматривать зал с работами Ивана Кугача, тем и заканчиваем — теплым домом с котом, где нас ждут — а значит, не все еще потеряно, поживет еще дорогая, милая сердцу деревня!

 

Источник