Фото: Sergey Elagin/Business Online/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Как отмечает Bloomberg, за последние четыре года золото рекордно дорожало (в 2025-м – на 65%) благодаря высокому спросу со стороны центральных банков, международным опасениям по поводу инфляции, а также геополитическим рискам. Российский Минфин ожидает роста цены драгметалла до $5 тысяч за унцию, поскольку на сегодняшний день достигнута отметка в $4750. Прибавка в $216 млрд к стоимости золотого запаса сопоставима с объемом резервов ЦБ, замороженных в ЕС из-за начала СВО — €210 млрд ($244 млрд).
По данным Центробанка, международные резервы РФ на конец 2025 года составляли $754,85 млрд, из которых $326,54 млрд пришлись на монетарное золото. Для сравнения, на 1 февраля 2022-го золотой запас страны оценивался в $132,26 млрд: тогда спотовая цена на желтый металл находилась на уровне $1800 за унцию. Как пишет Bloomberg, замороженные в Европе ценные бумаги и денежные средства нельзя продать или использовать в качестве залога, а вот золото Банк России может монетизировать при необходимости.
Российские активы в ЕС оказались заблокированы в связи с тем, что депозитарий Euroclear остановил операции с Национальным расчетным депозитарием, против которого Брюссель ввел санкции летом 2022 года.
«С тезисом о том, что рост стоимости золота позволил России в значительной степени восстановить утраченный финансовый потенциал, в целом можно согласиться, но с важными оговорками, — рассуждает руководитель департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. — Действительно, переоценка золотых резервов на фоне взлета мировых цен привела к существенному, более чем на $216 млрд, увеличению их долларовой стоимости. По своему масштабу этот эффект сопоставим с объемом замороженных российских активов в ЕС и фактически сглаживает удар по международным резервам. В этом смысле золото подтвердило свою роль стратегического защитного инструмента, не зависящего от юрисдикционных рисков и санкционных ограничений».
В то же время важно понимать, что речь идет прежде всего о стоимостной компенсации, подчеркивает аналитик. Увеличение резервов обусловлено не физическим наращиванием объемов золота, а ростом его рыночной цены. То есть носит во многом учетный, бумажный характер. Однако это не обесценивает сам факт достижения, считает эксперт. Для Центрального банка ключевое значение имеет не оперативная ликвидность, а устойчивость баланса и способность резервов выполнять функцию якоря финансовой стабильности. С этой точки зрения, отмечает Шнейдерман, прибавка в $216 млрд означает реальное усиление позиции, особенно в условиях снижения доверия к доллару и евро и сохраняющейся геополитической турбулентности. Масштабный рост котировок, на 65% в 2025 году, подтверждает статус золота как ключевого инструмента хеджирования рисков, что видно и по структуре торгов, в том числе на российском рынке.