![]()
Фото: создано с помощью нейросети GigaChat
тестовый баннер под заглавное изображение
Авианосец USS Abraham Lincoln прибыл в Индийский океан из Южно-Китайского моря вместе с тремя эсминцами, оснащенными крылатыми ракетами «Томагавк». Его авиакрыло из восьми эскадрилий включает в себя реактивные самолеты F-35C и F/A-18 и, что особенно важно, истребители EA-18G Growlers для подавления всего, что осталось от противовоздушной обороны Ирана после прошлогодней войны с Израилем, пишет автор аналитического материала в The Guardian.
Наблюдатели из открытых источников засекли транспортные самолеты, доставляющие в Персидский залив системы противовоздушной обороны США. Это соответствует сообщениям о том, что батареи противоракетной обороны Patriot и Thaad будут развернуты для защиты американских баз от любых иранских беспилотных летательных аппаратов и ракетных ударов по военным объектам в регионе, продолжает The Guardian.
Кроме того, эскадрильи истребителей F-15 – примерно 35 самолетов — были переброшены с авиабазы Королевских ВВС Лейкенхит в Саффолке на авиабазу Муваффак Салти в Иордании. Предполагалось, что истребители F-15 будут доставлены обратно в США, но теперь они были развернуты в качестве дополнительного оборонительного прикрытия для Израиля, Иордании, Ирака и всего региона в случае эскалации конфликта.
Майкл Карпентер, бывший член Совета национальной безопасности США при Джо Байдене, считает, что наиболее вероятным военным вариантом было бы нападение на верховного лидера Ирана аятоллу Али Хаменеи, операция в духе «захвати или убей» по образцу похищения бывшего президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Нанесение ударов по другим ключевым военным объектам Ирана, очевидно, не приведет к существенному ослаблению режима в стране, добавил он: “Я считаю маловероятным, сомнительным, что это приведет к желаемому стратегическому эффекту”.
Нападение на Хаменеи, утверждает Карпентер, было бы “очень рискованной операцией с сомнительным результатом”. По его словам, успех захвата Мадуро частично зависел от “изысканных разведданных изнутри”, собранных за пять месяцев подготовки ЦРУ и источниками в правительстве Мадуро, но пока неясно, насколько далеко это продвинулось в случае с Ираном, даже учитывая возможную помощь Израиля.
Израиль добился ошеломляющего успеха в убийстве иранских лидеров во время 12-дневной войны в июне прошлого года, хотя впоследствии израильские источники сообщили, что ключевым методом определения их местонахождения было отслеживание мобильных телефонов телохранителей. Процедуры следовало бы ужесточить. И, как признал министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац, меры безопасности, принятые Хаменеи, не позволили ему попасть в поле их зрения тем летом, указывает The Guardian.
У Ирана вряд ли будет достаточно средств противовоздушной обороны, чтобы защитить себя от «Томагавков» или приближающихся реактивных самолетов. В июне прошлого года израильские самолеты смогли быстро пролететь над значительной частью страны, не понеся потерь, что подготовило почву для американской бомбардировки объекта по обогащению урана под горой Фордо. В начале января США смогли подавить противовоздушную оборону Венесуэлы в течение нескольких часов, напоминает The Guardian.
Однако операция по захвату должна была бы проходить на значительном расстоянии (Тегеран находится примерно в 1000 милях от Индийского океана), что могло бы склонить грубое военное мышление к попытке убийства. Это, в свою очередь, означало бы чрезвычайную эскалацию: попытку США убить лидера другой страны, с которой они не находятся в состоянии войны и от которой им не угрожает непосредственная угроза, указывает в своей публикации Дэн Саббах.
Западный аналитик, пожелавший остаться неназванным, считает, что, по его мнению, попытка США убить верховного лидера Ирана “более вероятна, чем попытка захвата в плен, а также менее рискованна, если речь идет о боеприпасе дальнего действия”, хотя это также “в значительной степени будет зависеть от разведданных и возможностей США, а также от количества людей, которые были привлечены (если таковые были) к его охране”.
Вопрос в том, что за этим последует. Иранский режим был достаточно сплоченным, чтобы подавить протесты, убив, возможно, 30 000 человек. Если Хаменеи будет убит, не очевидно, что какой-либо преемник внезапно изменит политику в том направлении, которого добивается Белый дом. Хотя Хаменеи включил в короткий список трех потенциальных преемников, может начаться борьба за власть, которую США просто не смогут контролировать, указывается в анализе The Guardian.
Более чем очевидно, что последует немедленный военный ответ. В воскресенье президент Ирана Масуд Пезешкиан предупредил, что любое нападение на Хаменеи будет равносильно объявлению войны. Наиболее мощным из имеющихся в распоряжении Ирана средств обороны является нападение, особенно с помощью высокоскоростных баллистических ракет (запас которых оценивается в 2000 единиц), хранящихся в “ракетных городах” глубоко под землей.
Наиболее очевидной целью для ракетного удара в сочетании с беспилотниками был бы «Авраам Линкольн» и военные корабли союзников. Но Мэтью Сэвилл из Королевского института объединенных вооруженных сил утверждает, что Иран “может быть не в состоянии определить свое местоположение” с помощью доступных средств наблюдения, поскольку он будет находиться в Индийском океане. “США знают, что чем ближе они подходят к Персидскому заливу, тем более заметными они становятся для иранцев”, — добавил он.
Альтернативным контрударом было бы нанесение ударов по военным базам США в Персидском заливе, таким как авиабаза Аль-Удейд в Катаре, штаб-квартира Центрального командования США. Согласно спутниковым снимкам, в январе база была усилена новыми системами противовоздушной обороны Patriot, но США следует учитывать тот факт, что в июне прошлого года 14% иранских баллистических ракет преодолели сложные системы ПВО Израиля и США.
В любом случае, пишет The Guardian, нападение создало бы риск международной эскалации, автоматически вовлекая в конфликт государства Персидского залива и их союзников.
Великобритания уже перебросила в Аль-Удейд 12-ю эскадрилью Королевских ВВС, совместное британско-катарское подразделение, для предотвращения возможного нападения и оказания помощи катарцам в целях самообороны. Другой альтернативой для Ирана может стать попытка заминировать Ормузский пролив, перекрыв его для торгового судоходства, хотя это будет зависеть от подводных лодок, за которыми США будут внимательно следить.
Военные возможности Ирана могут быть ограничены, но так же ограничены и перспективы Белого дома добиться мгновенного нокаута, делает вывод автор анализа в The Guardian.