![]()
Фото: Adrian Wyld/Keystone Press Agency/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Американский президент, со своей стороны, публично именует Канаду 51- м штатом, а премьера Марка Карни, соответственно, губернатором. Премьер пытается сделать страну хотя бы немного экономически и политически независимой, за что получает от Трампа дополнительные взыскания и угрозы. Хроника последних недель: за высказывание Карни критики в адрес США на форуме в Давосе у страны отозвано приглашение в престижный трамповский Совет мира. За попытки наладить двусторонние связи с Китаем — обещание устроить так, что канадцам и примкнувшим британцам мало не покажется. И все это под аккомпанемент трамповских ярких оценок: «Китай успешно и полностью захватывает некогда великую страну Канаду. Так грустно».
Тем временем сепаратисты сознались «Би-Би-Си», что выясняли в Вашингтоне «осуществимость выдачи кредита на сумму 500 млрд долларов США в случае отделения провинции».
Нельзя сказать, что для политической истории Америки канадская тема абсолютно нова. Там даже была своя война 1812 года – Англо-американская. США тогда решили, что пора окончательно выгнать с континента британцев, а заодно и присоединить к себе их колонию Канаду. Но британские войска вместе с народным ополчением и вооруженными индейцами отбили все атаки и в ответ добрались до южного города Вашингтона, где сожгли в назидание и Белый дом, и Капитолий. Исходная линия границы была восстановлена.
О том есть ли у канадцев серьезная причина волноваться и ждать неприятных сюрпризов от Трампа, мы спросили у Елены Комковой, доктора экономических наук, главного научного сотрудника Института США и Канады РАН.
— Обосновано ли очень серьёзное отношение канадцев к такого рода информации, к таким переговорам? Сами эти переговоры насколько серьезны и реальны?
— Да, этот острый вопрос сейчас обсуждается. Но здесь надо понять, на каком фоне всё это происходит. Дело в том, что сейчас Канада и США, можно сказать, на ножах. И всё это в преддверии переговоров о продлении или непродлении важнейшего соглашения о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, которые должны состояться в июле. И поэтому обе стороны, и США, и Канада, во-первых, болезненно относятся к выпадам против себя, а во-вторых, усиливают свои переговорные позиции.
Что касается переговоров. Действительно встречались, так сказать, сепаратисты с представителями США, их за последние 9 месяцев три раза принимали в Государственном департаменте. Они не называют лиц, с которыми они вели переговоры в Госдепе США, но сам факт они признают: и что такие переговоры были, и что сотрудники Госдепартамента якобы со вниманием выслушали всё, что они хотели сказать.
Тут нужно вспомнить комментарий министра финансов США Скотта Бессента, который сказал, что Альберта вообще является естественным партнёром для Соединенных Штатов. Что в Канаде Альберте не дают построить, нефте- и газопроводы к западному побережью Канады через территорию Британской Колумбии, другой провинции Канады, а США с удовольствием Альберте посодействуют. И пусть она строит нефтепроводы на территорию США, а может, и через территорию США к западному побережью.
Конечно, в Канаде это всё восприняли очень болезненно. Понятно, что любые разговоры о сепаратизме болезненны для любого федеративного государства. И один из канадских политиков уже сказал, что речь идёт о предательстве канадских интересов. Но на самом деле ничего сверхъестественного, в общем-то, не происходит. Всё это, так сказать, на эмоциях.
В Альберте ожидается референдум. Вполне возможно, что он состоится. Но там будет стоять вопрос не о присоединении Альберты к США, как может сложиться впечатление, а об отделении Альберты от Канады. Но, судя по опросам, против этого выступает и большинство альбертцев, и премьер Альберты Даниэль Смит, которая заявила, что она видит будущее провинции в составе Канады.
Поэтому всё это пока спекуляции, неприятные, чувствительные для Канады.
А Госдеп США заявил, что никаких обещаний представителям-сепаратистам они не давали. Но мы должны понимать, что, конечно, это игра на нервах, и что, конечно, американская администрация таким образом наносит болезненные уколы Канаде и лично премьер-министру Марку Карни.
— А можно сказать, что сейчас это как бы временное обострение темы, что оно связано с фрондой Карни в Давосе и другими подобными вещами?
— Безусловно. Но, вообще, таких обострений очень много произошло за год, который Трамп у власти. А последнее действительно началось 20 января, когда Карни выступил на Всемирном экономическом форуме с заявлениями о том, что прежний мировой порядок рухнул, и призвал, державы среднего ранга объединяться, не вести переговоры с американской администрацией, так сказать, в двустороннем порядке. Потому что у американцев в таком случае больше возможностей давить на них поодиночке и получать от каждой страны больше уступок. То есть нужно объединяться и пытаться создать коалицию держав среднего ранга – без сверхдержав.
— То есть ожидать, что Трамп дозреет в ближайшее время до угроз и нажима по Гренландскому образцу, было бы совсем уж вольной спекуляцией…
— Знаете, от Трампа можно ожидать чего угодно. Его действия пытаются предугадать все аналитики и все мозговые центры в мире, и пока это никому не удаётся: что у него фронда, что пустые угрозы, а что может перетечь и в какие-то реальные действия, как мы видим по Венесуэле. Опасения есть самого разного толка. Вот он тут уже заявил, что собирается ввести пятидесятипроцентные пошлины на канадские самолёты и на всю соответствующую продукцию – комплектующие, детали для авиационной промышленности. А это такая отрасль, которая очень сильно интегрирована между Канадой, США и Мексикой.
С одной стороны, это совершенно невыгодно самим Соединённым Штатам, а с другой стороны, это очередная угроза, очень болезненная. И никто не знает, отступит он от неё или смягчит её, или действительно реализует. И, конечно, всё это создаёт ситуацию неопределённости, которая, как считает Трамп, будет выгодна США, а остальные пусть идут на уступки или пытаются договориться с Вашингтоном.