Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Михаил Сеславинский представил альбом о творчестве Евгения Лансере

Фото: пресс-служба

тестовый баннер под заглавное изображение

В Государственном музее А.С.Пушкина состоялась презентация альбома Михаила Сеславинского «Мир графики Евгения Лансере. Этюды исследователя и коллекционера», посвященного 150-летию со дня рождения живописца и удивительного художника, чье творчество, в отличие многих его не менее великих современников, почему-то осталось в стороне.

Евгений Лансере — мастер, которому, кажется, попросту не повезло. Кто знает причину? Вообще эпоха Серебряного века дала нам целую плеяду замечательных мастеров слова, мастеров живописи и других видов искусств. Достаточно просто перечислить несколько имен: Ахматова, Маяковский, Мандельштам, Есенин, музыканты — Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Скрябин, и живописцы — Бенуа, Бакст, Билибин, Остроумова-Лебедева, которые известны в том числе и своими книжными иллюстрациями. Та же история и с Лансере, но он, со слов автора альбома Михаила Сеславинского, «не то чтобы был на заднем плане, но в звездном фейерверке его звезда была чуть дальше других». Но это ведь не значит, что его звезда не сияла? Его труды украшали обложки журналов «Золотое руно», «Мир искусства», он иллюстрировал первый сборник Анны Ахматовой, а если точнее, его руке принадлежит его фронтиспис.

После революции он не сумел вписаться в ту концепцию книжной иллюстрации, которую предлагала новая власть, но остался в стране и трудился на ее благо. Увлекся Кавказом, некоторое время жил в Тифлисе, откуда в 1930-е годы перебрался в Москву. В столице, кстати, можно полюбоваться его росписью залов Казанского вокзала. И вообще, Лансере был удостоен звания народного художника РСФСР, что тоже не просто так.

С Михаилом Швыдким. Фото: пресс-служба

Спустя 80 лет после его кончины (опять же не ясно, по каким причинам) не так много исследователей, которые занимаются творчеством мастера. Но если справедливость и существует, то на этот раз она точно восторжествовала. Во-первых, Михаилу Вадимовичу, как настоящему библиофилу и человеку пытливому, удалось собрать в альбоме немало интересностей, что дает искусствоведам благодатнейшую почву для того, чтобы продолжать труды, посвященные творчеству Лансере.

Во-вторых, судя по тому, что описывает Сеславинский, альбом — невероятно интересная книга и для тех, кто с живописью на вы, потому что помимо архивных документов, богатого собрания графики, уникальных материалов из семейных архивов, которые предоставил внук художника, тоже Евгений Евгеньевич Лансере, здесь опубликована и избранная личная переписка мастера с другими художниками — а такое мы все любим! Михаил Вадимович рассказал, что, безусловно, в первую очередь альбом — портрет эпохи, выраженный в лице конкретного ее представителя, эпохи сложной — от рубежа веков, мирискусников до Великой Отечественной войны. Но в то же время помимо искусства в альбоме многое из жизни.

К примеру, среди открытий есть прелюбопытнейшие истории, вот одна из них. Во время Великой Отечественной войны Лансере жил то в московской квартире, то на даче в Подмосковье. Заботы у него были такие же, как и у всех, — обогреться, поесть, а карточек, чтобы прокормиться, было недостаточно, но были какие-то деньги. И вот какая подробность: в декабре 1942 года семья Лансере купила у крестьянской семьи корову за огромные деньги, и, чтобы совершить покупку, необходимо было продать козу, свою кормилицу и поилицу. Козу продали некоему архитектору, но вот незадача — покупатель некоторое время спустя предъявил продавцу претензию: мол, товар-то с брачком! Характер у нее отвратительный. Семье Лансере она служила преданно, приплод принесла — трех козлят, а в новой семье — лишь одного, а молока вообще не дает. Лансере претензии в свой адрес по поводу козы не принял, ответственность он на себя такую не брал, и вообще, как дать гарантию на… козу?

— Мы считаем, что художники — небожители и жизнь их овеяна славой. Но нет, они жили со всей страной, и трудности у них были как у всех, — рассуждает Михаил Вадимович.

Во-вторых (возвращаясь к свидетельству о том, что за справедливостью в этот раз победа), — сама презентация, на которой собрались представительные люди, среди которых спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, полпред президента РФ в Конституционном суде Дмитрий Мезенцев, замруководителя аппарата Правительства РФ Денис Молчанов, гендиректор НТВ Алексей Земский, гендиректор «Останкино» Михаил Шубин, главный редактор «РГ» Владислав Фронин и гендиректор «РГ» Павел Негоица, тележурналист Владислав Флярковский. Их присутствие на презентации говорит о высокой значимости события.

Источник