Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Россия и Китай перед лицом внешних вызовов: спина к спине

Россия и Китай перед лицом внешних вызовов: спина к спине

Фото: kremlin.ru

тестовый баннер под заглавное изображение

Путин и Си традиционно проводят онлайн-встречи в начале года, чтобы, как говорят дипломаты, сверить часы. В этом году разговор пришелся на важный для китайцев «день установления весны» — Личунь. После него уходят морозы, наступает обновление и начало нового цикла в природе. Впрочем, «для российско-китайских отношений любое время года — это весна», отметил, приветствуя Си, Путин. Он также вспомнил про год Красной Огненной Лошади, которую в России вроде как уже встретили, а в Китае только собираются. Но ожидания в любом случае совпадают. Лошади, по словам ВВП, присуща энергия, сила и желание двигаться вперед — такими же словами можно описать связи России и Китая. «Уверен в их прочности и поступательном развитии во всех областях вне зависимости от международной конъюнктуры», — сказал Путин.

«Уважаемый господин президент, мой старый дорогой друг!» — поддержал высокую ноту, взятую российским лидером, председатель КНР. Он уточнил, что Личунь открывает цикл 24 солнечных сезонов и олицетворяет не только весну, но и надежду. По словам Си, столь приятный во всех отношениях день как нельзя более подходит для обсуждения «нового грандиозного плана» сотрудничества России и Китая, а также для «обмена мнениями по крупным стратегическим вопросам».

Как позднее рассказал журналистам помощник Президента РФ Юрий Ушаков, беседа продолжалась почти 1,5 часа — лидеры затронули не только двустороннюю проблематику и совместные планы, но и актуальные международные вопросы. Поскольку «во многих регионах мира сложилась крайне напряженная и взрывоопасная ситуация», Путин и Си договорились активизировать двусторонние контакты по линии ведомств, чтобы оперативно получать информацию и согласовывать подходы по «чувствительным сюжетам». «Для своевременного реагирования на возникающие вызовы и угрозы», — уточнил представитель Кремля.

К таким сюжетам, по всей видимости, относятся Венесуэла, Куба и Иран, ситуация вокруг которых, по словам Ушакова, обсуждалась на онлайн-встрече. «Лидеры высказались за то, чтобы сохранить наработанный нашими странами уровень сотрудничества с Каракасом и Гаваной», — сообщил он. Путин отдельно рассказал о своей недавней встрече с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани. А Си проинформировал об отношениях Пекина и Токио, также обострившихся последнее время. Хотя источником напряженности почти во всех перечисленных случаях является администрация США, осуждения в адрес Вашингтона от российского и китайского лидеров не прозвучало. «Лидеры в курсе ведущихся контактов наших стран с администрацией Дональда Трампа, они видят в этом открывающиеся возможности», — сообщил Ушаков, отметив, что оценки Совета мира у Москвы и Пекина совпадают, а Си поддерживает переговоры по мирному урегулированию украинского конфликта, которые при посредничестве США идут в Абу-Даби.

Президент РФ в разговоре с Си заявил, что после завершения ДСНВ, срок действия которого истекает 5 февраля, Россия намерена действовать «взвешенно и ответственно». И остается открытой для поиска «переговорных путей обеспечения стратегической стабильности». Китай, как известно, не хочет присоединяться к ДСНВ (на чем настаивают американцы). Пекин вполне устраивает предложение Москвы продлить договор на действующих условиях еще на один год. Но Трамп, по всей видимости, на компромиссы не согласен — ответа Путину он за 4 месяца так и не дал.

Экономическое сотрудничество двух стран лидеры охарактеризовали как стабильное — товарооборот последние несколько лет уверенно превышает $200 млрд. По словам Ушакова, поставлена задача «предпринять усилия по дальнейшему развитию торгово-экономических связей, в том числе в сфере энергетики». «Россия — первая по поставкам нефти и трубопроводного газа в Китай», — напомнил представитель Кремля.

Экспорт нефти в КНР имеет принципиальное значение для РФ, которая в начале года столкнулась с падением сырьевых доходов. В январе продажа нефти и газа, по данным Минфина, принесла в бюджет 393 млрд руб. — на 32% меньше плана и в два раза меньше, чем год назад. На этом фоне один из ключевых партнеров — Индия — сначала сократил закупки до минимума с 2022 года, а теперь грозится и вовсе их остановить (по крайней мере, на этом настаивает Дональд Трамп). Однако российский экспорт спасает Китай, существенно нарастивший объемы поставок. Владимир Путин в разговоре с Си заявил, что партнерство двух стран в сфере энергетики носит взаимовыгодный и «подлинно стратегический характер». «Перед лицом внешних вызовов наши страны действуют, как говорят китайские друзья, спина к спине», — подчеркнул Ушаков.

Источник