Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«От Трампа другого нельзя было ожидать»: политолог назвал главную опасность краха СНВ-3

«От Трампа другого нельзя было ожидать»: политолог назвал главную опасность краха СНВ-3

The Kremlin Moscow/Keystone Press Agency/Global Look Press

тестовый баннер под заглавное изображение

СНВ-3 определял основные ограничения, которые брали на себя РФ и США в области стратегических наступательных ядерных вооружений. У каждой из сторон должно было быть не более 1550 ядерных зарядов и до 800 развернутых и неразвернутых носителей (стратегических самолетов, баллистических ракет атомных подводных лодок, межконтинентальных баллистических ракет). Теперь это соглашение приказало долго жить.

— Продлить соглашения в принципе не было никакой возможности, тем более в такие сроки, — говорит Дмитрий Стефанович. — Ожидалось, что теоретически американцы могли бы согласиться с нашей инициативой — о взаимном политическом обязательстве не повышать накладываемые Договором ограничения, не увеличивать арсеналы. Это соглашение предусматривало еще взаимные инспекции, информирование. Но США даже на это не пошли. И, в принципе, вполне ожидаемо.

Во-первых, Трамп не любит это соглашение, которое было подписано Обамой. Он об этом заявлял еще в первый президентский срок. Во-вторых, все те люди в его администрации, которые должны, по идее, заниматься этим вопросом, им вообще это не интересно. Они занимаются другими вещами — западным полушарием, Гренландией и еще бог знает чем. И, естественно, они все очень опасаются Китая. Так что прекращение ДСНВ-3 — это не сюрприз.

— В чем самая большая опасность этого положения — отсутствия договора в области СНВ между двумя главными ядерными державами? Может, в том, что мы не будем предупреждать друг друга о ракетных пусках?

— Предупреждение о пусках остаются в силе. Это совсем другое соглашение, ещё из 80-х годов прошлого века, и оно работает. Опасность в том, что мы теперь не знаем достоверно, в каком состоянии находятся американские ядерные силы и в каком направлении они развиваются, и, соответственно, будем исходить из наиболее худших возможных сценариев в строительстве наших ядерных сил. Риск гонки ядерных вооружений резко возрастает. И одновременно с этим есть проблемы, связанные с тем, что третьи страны тоже будут видеть, что самые большие державы не ограничивают себя никак, поэтому им теперь зачем ограничиваться?

— В перспективе возможно хоть как-то договориться с Штатами в области СНВ или ничего такого даже не предвидится?

— Договоренность вполне может произойти в любой момент, если будет политическое решение. Ну, например, Трамп и Путин созваниваются и договариваются, что мы в таких-то пределах будем себя держать. Что касается более серьёзного соглашения, аналогичного СНВ-3, то, конечно, должна быть долгая переговорная работа, должна быть политическая воля. Это всё уже сложней. Могут уйти годы на подготовку.

Источник