Николай Симонов, Константин Хабенский, Павел Ващилин.
тестовый баннер под заглавное изображение
11 февраля в Зеленом фойе Художественного театра открылась выставка работ Николая Симонова, главного художника театра под названием «Все, что умею», неслучайная дата открытия — день рождения художника, неслучайные гости — сплошь театральные лица, среди которых артист Авангард Леонтьев, худрук Константин Хабенский, конечно же, директор Музея МХАТ Павел Ващилин, с чьей большой помощью и легкой руки все состоялось. Конечно же, сам именинник, сияющий, статный, красивый — с трудом верится, что ему 65!
Для выставки отобрали 25 работ Симонова — красивое число, которое подчеркивает еще одну цифру — четверть века работы в театре, но по факту работ намного больше, причем не только в МХТ, но и в других театрах.
Авангард Леонтьев.
Название «Все, что умею» сразу вызывает вопросы: неужели? Отвечает сам художник, что редкость: с прессой он предпочитает не общаться, но в день рождения сделал всем большой подарок:
— Я действительно больше ничего не умею делать, посвятил этому большую часть жизни. Могу яичницу жарить и гвоздь забить могу, конечно, но это основная моя работа, это мое счастье, мой каждый день, — говорит мастер, а о своем творчестве высказался тоже довольно коротко. — Я не думаю ни о стиле, ни о почерке — думаю о пьесе и будущем спектакле, о разговорах с режиссером.
Удивительно, но в детстве будущий главный художник МХТ в театр-то и не ходил и план на жизнь был немного другой — стать живописцем, но когда пришло время поступать в учебное заведение, то набирали сценографов, на желаемую специальность набора не было, судьба сама постучалась в дверь, но совсем не по-бетховенски, и направила верной дорогой.
Выставка — продолжение большой линии, которую ведет музей под названием «Театр — это человек». Такая простая формула, казалось бы, но какая емкая и правильная. Даже на примере экспозиции «Все, что умею» — ходишь, разглядываешь процесс, как создавались декорации к спектаклям-хитам, среди которых и постановки последних лет — «Чайка», «Кабала святош» и многие другие, и думаешь: какая работа! Какой труд колоссальный, никак не просто «декорация», а настоящий мир, в котором живут герои спектакля, другая планета.
И вот какая мысль пришла в голову: ведь это довольно очевидно, что в самое сердце, как правило, попадают истории отдельно взятых людей, чей-то интимный монолог. Происходящее очень точно и искренне объяснил Павел Ващилин:
— Мы помним наших предшественников, наших коллег, мы должны беречь память о них, и обучать новое поколение, но и нынешняя история Московского художественного театра и тех людей, которые служат здесь — важно помнить и о них, чтобы была связь. Потому что без прошлого нет настоящего, а будущее зарождается в настоящем — этому мы следуем, Сегодня буду говорить о Николае, о человеке, которого очень люблю, уважаю, ценю и которым восхищаюсь.
И правда, перед нами разворачивается история отдельно взятого человека театра, которого на сцене никто, как правило, не видит. Человека — нет, а его труд — не только видят, но и активно оценивают, рассматривают, пытаются разгадать заложенные им смыслы. На выставке предоставляется возможность рассмотреть не только результат работы художника в 25 его работах, но и понаблюдать за процессом, как рождались шедевры. Отдельную радость и любопытство сродни детскому составляют архивные программки и буклеты с репертуаром театра, когда пост худрука занимали Олег Табаков и Сергей Женовач — были среди первых гостей экспозиции те, кто пускал ностальгическую слезу возле стендов с документами, которые уже давно стали историей, и говорили: «А я помню, как это было, и спектакль этот я тоже видела!..»
Сколь длительное художественное высказывание Никола Симонова — четверть века в театре! — и столь краток он обычно бывает сам в беседе, о чем поведал Павел Ващилин, процитировав их беседу:
— Кем ты работаешь?
— Я Николай Симонов, главный художник МХТ имени Чехова.
— Как ты попал в театр?
— Случайно.
— Вам нравится, где вы работаете?
— Каждый раз, когда я прихожу на работу, это радость.
— С чего начинается твой день?
— С кофе.
— Когда начинается подготовка спектакля, на каком этапе ты присоединяешься к работе?
— Со встречи с режиссером.
— Что приносит больше всего удовольствия в работе?
— Все.
— Расскажи про премьеру «Чайки» в постановке Константина Хабенского.
— Эта «Чайка» у меня уже четвертая.
«Краткость — сестра таланта», как говорил Чехов. Может, поэтому Симонов и работает в театре его имени?