![]()
Фото: Геннадий Черкасов
тестовый баннер под заглавное изображение
Два корабля ВМС Мексики пришвартовались в четверг с гуманитарной помощью в рамках усилий Мексики по поддержке Кубы в условиях углубляющегося кризиса, усугубленного кампанией экономического давления Дональда Трампа, пишет The Guardian.
Суда, перевозившие более 800 тонн гуманитарной помощи, прибыли в островное государство через две недели после того, как Трамп подписал указ, позволяющий США наложить тарифы на любую страну, продающую или предоставляющую нефть Кубе, фактически перекрыв поставки топлива на остров.
Президент Мексики Клаудия Шейнбаум заявила в четверг, что ее правительство ищет дипломатические меры, которые позволили бы стране возобновить поставки нефти на Кубу, но подчеркнула, что, как только корабли вернутся, “мы направим больше помощи различного рода”.
Судно Isla Holbox перевозило около 536 тонн продуктов питания, включая молоко, рис, фасоль, сардины, мясные продукты, печенье, консервированный тунец и растительное масло, а также предметы личной гигиены. По данным мексиканского правительства, другой корабль "Папалоапан" перевез чуть более 277 тонн сухого молока.
Решимость Мексики помочь Кубе в момент крайней нужды – даже несмотря на то, что она уступает давлению Вашингтона, требующего прекратить поставки нефти, – свидетельствует о сложных исторических отношениях между тремя странами, которые насчитывают более ста лет.
“Энергетическое давление, которое Трамп оказывает на Кубу, ставит Мексику перед дилеммой, которая очень характерна для всей истории ее дипломатических отношений с Соединенными Штатами и Кубой, — комментирует Рафаэль Рохас, историк из Колледжа Мехико. – Мексика уступает требованиям Соединенных Штатов, но, с другой стороны, она сохраняет свою солидарность с островом”.
По словам Рохаса, отношения Мексики с Кубой восходят к 19 веку, когда революции за независимость от Испании в обеих странах привели к волнам миграции между двумя странами. Миграция с Кубы в Мексику вновь усилилась во время диктатуры Фульхенсио Батисты, которая продолжалась с 1952 по 1959 год. Среди тех, кто переехал в Мексику, были Фидель и Рауль Кастро, а также аргентинский эмигрант по имени Эрнесто “Че” Гевара.
Че Гевара познакомился с братьями Кастро в Мехико в 1955 году: вместе они начали планировать кубинскую революцию, которая свергла Батисту в 1959 году. Впоследствии Мексика стала одной из немногих стран региона, которая не поддалась давлению США и сохранила связи с островом.
“Исторически отношения с Кубой служили мексиканскому правительству для того, чтобы дистанцироваться от Соединенных Штатов”, — сказал Рохас.
И хотя существовало негласное соглашение о том, что Куба никогда не будет активно поддерживать партизанские движения в Мексике, кубинская революция вдохновила мексиканских левых на протест и даже на то, чтобы поднять оружие против однопартийного государства в стране.
“В Мексике было чувство определенного братства и солидарности, даже после революции, — сказал Рикардо Паско, бывший посол Мексики на Кубе. — Люди сочли это хорошим вариантом в дискуссии о том, как бороться с бедностью в Латинской Америке”.
Но, несмотря на то, что мексиканское правительство публично заявляло о своей солидарности с Кубой, оно прекрасно понимало, что не может разорвать связи со своим могущественным северным соседом, и даже делилось с Соединенными Штатами разведывательными данными о кубинцах, которые въезжали в страну и выезжали из нее.
На протяжении последующих десятилетий Мексика поддерживала эти противоречивые отношения, в рамках которых она сохраняла прочные связи с островом посредством торговли и гуманитарной помощи, даже несмотря на то, что ее отношения с Соединенными Штатами приобретали все большее значение.
Ситуация изменилась в 2018 году с избранием Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, известного в народе как Amlo, который вместе со своей левой партией "Морена" был гораздо более солидарен с кубинским правительством, выражая общественную поддержку острову и осуждая торговое эмбарго США.
“Когда Морена приходит к власти, возникают не только братство и солидарность, но и идеологическая идентификация”, — сказал Паско.
Это поставило президента Клаудию Шейнбаум в особенно опасное положение между желанием успокоить прокубинскую базу своей партии и в то же время необходимостью поддерживать хорошие отношения с администрацией Трампа, особенно в связи с предстоящим пересмотром соглашения между США, Мексикой и Канадой, комментирует The Guardian.
Даже после того, как Мексика прекратила поставки нефти в Гавану, Шейнбаум изо всех сил постаралась представить это как “суверенное” решение.
“Существует дискурсивный баланс, при котором она представляет эту политику солидарности, чтобы успокоить свою базу, и, с другой стороны, она не может скрыть сделку с Соединенными Штатами, — отмечает Рохас. — Тот факт, что Мексика под давлением Дональда Трампа прекратила поставки топлива на Кубу, означает, что Мексика соблюдает нефтяное эмбарго, введенное Соединенными Штатами”.
Поскольку энергетический кризис на Кубе углубляется, а жизнь на острове становится все более отчаянной, Шейнбаум предложила Мексику в качестве принимающей стороны для переговоров, а в четверг заявила, что ее правительство ведет диалог с США, чтобы Куба “могла получать нефть”.