Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Александр Журавский написал роман о будущем, в котором США умоляют страны БРИКС списать долги

Москва-Сити зимой 2026 года

тестовый баннер под заглавное изображение

Представьте сами. 2034 год: живем в достатке, такси беспилотные, о здоровье можно не думать — действуют системы мониторинга эмоционального и физического состояния граждан в условиях полной «оцифровки» населения, Москва еще больше похорошела, уровень развития технологий достиг пика, причем только три страны обладают искусственным сверхразумом, гарантирующим сохранение статуса сверхдержавы: Штаты с «Делем», Китай с «Конфуцием» и Россия. Наша версия мегаИИ обладает женскими чертами и носит имя «Альта».

Но роман называется «Альтернатива» не только поэтому, а потому, что спасение мира снова оказывается в руках русских бойцов «и нет никакой альтернативы». Третий пласт нейминга — отсылка к XI веку, к битве на реке Альте и междоусобной борьбе, по итогам Русь, только-только принявшая православие, могла принять «иной культурный код и иную историю. Европейскую, но вассальную и латинскую. Историю колонии». Заметим, что для Журавского еще одним важным «поворотом туда», центральным историческим событием, стал момент, когда при Путине наша страна сделала ставку на достижение экономического, политического и культурного суверенитета. Благосостояние, наступившее в 2034-м, является результатом суверенизации — это в книге прописано максимально четко.

Бесплатные пирожные, беспилотные такси

Помнится, когда в 90-е все смотрели на руины Лос-Анджелеса 2029 года в «Терминаторе-2», эта точка на календаре казалась чем-то нереально далеким. Но 2034 год всеобщего благосостояния, если верить книге, наступит всего через восемь лет.

СВО на Украине. Кадр архивного видео Минобороны России.

Помните сцены из советского фильма «Гостья из будущего»: здесь зашел, там вышел, а пирожные уже бесплатные и мир вокруг — светлый и радостный? Такое же ощущение возникает, когда погружаешься в мир романа, в котором царит чисто советский оптимизм — даже сделаны намеки на частичный переход к социализму. В какой-то момент выясняется, что «Альтой» никто не владеет, ни один из IТ-монополистов, как сейчас происходит со всеми значительными нейросетями, но государство, альянс отечественных компаний и сам ИИ, достигший 67 процентов саморазвития.

«Я не заметил, как Россия вернулась к идеям коммунизма, где нет частной собственности. Ты работаешь на государство?» — удивляется Маск, общаясь с «Альтой».

«Я работаю на общественное благо», — несколько уклончиво отвечает она, но экономическая модель понятна: частно-государственное партнерство, мы тоже, как и Китай, в середине следующего десятилетия строим капитализм с человеческим лицом, максимально социально ориентированный.

Правда, немного фантастическими выглядят мотивы, по которым Маск стремится к разрядке. Убрать часть военных баз по всему миру президент США решает не из альтруистических соображений, не чтобы сфокусироваться на полетах к Марсу и дальним планетам, а потому, что разваливающаяся на куски Америка захлебнулась в долгах (72 триллиона «зеленых») и теперь умоляет страны БРИКС списать ей долги.

Слушайте, я сам не против жить в мире, где Евросоюз самоустранился, Вашингтон умоляет о чем-то нас и наших союзников, а не пакует президента Венесуэлы, поднимает мятеж в Иране, кружится ястребом вокруг Кубы и вынуждает Индию отказаться от покупки российской нефти! Позитивное прогнозирование — это прекрасно, и уже несколько лет говорят, что литература должна давать надежду на завтра, а не рассказывать, как все плохо. Но это как раз тот тип мечты, которая ласкает ум, словно выигранный во сне миллиард: сидя на чемодане денег, начинаешь понимать, что скоро проснешься.

Илон Маск с сыном в Овальном кабинете, февраль 2025 года

И да, в романе «Альтернатива» СВО завершилась полной победой. Киев — наш, Одесса — наша (Украина находится «в основном в границах Российской Федерации»). Украинские националисты покинули Незалежную и теперь заправляют в районе Нью-Йорка, известном как Little Ukraine, а Владимир Зеленский — сбежал и повесился.

«А нас — рать»

Правда, англичанка продолжает гадить: Ми-6 посылает сначала в Лондон, где осуществляется первое покушение на Маска, а потом в Крым своих агентов, националистов, участников АТО (карательной операции Украины против Донбасса), чтобы сорвать «Ялтинскую мирную конференцию-2», убив с помощью бактериологического оружия ключевых ее участников. Мотив Британии здесь вполне реалистичный: представителей Лондона на судьбоносную для мира конференцию не позвали, понимая, что экс-владычица морей — аутсайдер и «сбитый летчик». Но и не это главное.

В старых фильмах про войну или в книжке про Мальчиша-Кибальчиша мы четко понимали: это — наши, а это — не наши.

Читая Журавского, ты действительно переживаешь за бойца Кирилла Ратникова, генерала, шефа контрразведки Вепрева (фамилии — говорящие, и дело не только вышедшем из КВН патриотическом меме «а нас — рать») и мечтаешь, чтобы двойная агентка, поэтесса из Одессы Ева Домбровская поскорее раскрылась, а националистка-снайперша Валькирия и руководитель украинского батальона Степан Хвалына-Нестор и другие враги наконец-то были побеждены.

Плакат 1929 года с лозунгом «Догнать и перегнать» (передовые страны по уровню экономического развития)

И, кстати, сцены штурма британской секретной биолаборатории (в начале СВО, в 2022-м) или спасения узников «фермы доноров», откуда Ратников выводит обреченных на продажу на органы тринадцатилетнего мальчика и семилетнюю девочку, — самое жесткое и интересное, что есть в книге:

Ратников взял с полки пачку помятых распечатанных листов. Это оказались запросы на органы с указанием желательного возраста и группы крови донора. Все тексты были на польском языке.

— И своих не пожалели, шайтаны, — процедил Абрек, кивнув на окровавленную форму вэсэушника, лежащую на куче вещей, сваленных в углу. — У живых органы изымают…

Это то, что захватывает намного сильнее, чем исторические экскурсы. Но ничего не поделаешь, мы выяснили в начале, что автор — прежде всего историк. И человек книжной культуры — тоже, поэтому в романе так много филологических аллюзий и цитат из поэзии и прозы, от Сервантеса до Игоря Северянина.

«Лихо закрученный сюжет» — это давно не похвала, а клише. Но сюжет «Альтернативы» и правда лихо закручен. Когда заговорщики из американских оружейных корпораций, напуганные перспективой лишиться прибыли от военных заказов, решают убить Маска, переманив на свою сторону вице-президента Эдварда Грея, ты не понимаешь до конца, действительно ли удалось уничтожить Россию превентивным ударом, с десяток страниц ты живешь в реальности, где у них все удалось, втайне надеясь, что это не так. И это как минимум свидетельствует о неплохом уровне писательского мастерства, которого достиг автор.

«Отечество славлю, которое есть…»

Немного напрягает включенная в текст «агитация». Например, резанула цитата, больше подходящая для предвыборной листовки: «Выбор, который сделала Россия при Путине, оказался единственно верным».

Лично мне кажется, что если читатель купил увесистый том в московском книжном супермаркете, если он здесь, а не рванул через Верхний Ларс, его в чем-то дополнительно убеждать уже не нужно. Быть в России в 2026 году — это осознанный выбор, а поуехавших мы никакими лозунгами не переубедим.

Владимир Путин в Челябинске на «Заводе роботов»

Еще одно изречение, вложенное, кажется, в уста Маска: «Я уже не говорю про Россию, которая нас перегнала».

Если перегоним — будет супер. Но СССР Сталина — с золотым рублем, страна, разгромившая фашизм и взявшая под контроль треть Европы, — не сумел. СССР Хрущева, осуществивший прорыв к звездам, выигравший первый этап космической гонки, с лозунгом «Догнать и перегнать», все-таки стал посмешищем. Может быть, и нам, в самых сокровенных прогнозах и надеждах, руководствоваться принципом «счастье любит тишину»?

Со всем остальным же ошибиться намного сложнее. Я, допустим, верю, что скоро у нас будут зеркала, способные изменять облик отраженного в них человека, а стекла «умного дома» смогут генерировать какую угодно картину за окном.

И обязательно в светлом завтра, ждать которое мы отвыкли в 90-е, российская столица будет такой:

Исчезли дымящие трубы ТЭЦ, изменился образ городского ландшафта, появились новые небоскребы с движущейся вокруг них кольцами лазерной рекламой, хайвэи, подвесные дороги…

…Москва-Сити на Пресненской набережной перерос в Большой Сити, который дошагал небоскребами до Крылатских холмов и уперся витринными цоколями и медиафасадами в Рублевское шоссе….

Помните Маяковского — «Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет»? Мы ж не против того, чтобы славить, но только — не перебарщивая.

Источник