Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Претензий к маркетплейсам стало больше: в кабмине обсудили работу площадок

тестовый баннер под заглавное изображение

Вместе с тем, такой быстрый рост, по его словам, требует внимания государства, чтобы интересы покупателей равно как поставщиков товаров и услуг были защищены. Премьер напомнил, что в прошлом году Госдума приняла, а президент подписал  федеральный закон, направленный на повышение прозрачности работы цифровых платформ, который вступает в силу  с октября 2026 года. 

«Они теперь станут взаимодействовать с государственными информационными системами для проверки сведений о маркировке, сертификатах и декларациях соответствия. Это позволит усилить контроль качества и безопасности для покупателей реализуемой продукции», — заявил Мишустин. 

В Минэкономразвития в свою очередь уточнили, что в законе впервые даны определения базовым понятиям платформенной экономики (цифровая платформа, посредническая цифровая платформа, карточка товара, пункт выдачи заказов и тд), утверждены механизмы по защите интересов бизнеса  от частого изменения оферт без уведомления, принудительных скидок, необоснованных штрафов, а также прописана  ответственность платформ и их партнеров перед потребителями.

Однако еще на стадии принятия закона стало известно, что он не решает всех проблем электронной торговли. В частности, банки вынесли на уровень ЦБ, а потом и Владимира Путина вопрос о скидках, которые платформы предоставляют покупателям при оплате товара собственными картами. Фининституты посчитали это нарушением конкуренции и потребовали от властей установить единых правила для маркетплексов, розничной торговли и финуслуг. 

Но этим, как выяснилось, список претензий не исчерпывается. В Минэкономразвития сообщили, что на стратегической сессии обсуждались и другие актуальные проблемы развития платформенной экономики. В частности, риски производителей в связи с бесконтрольными возвратами товаров надлежащего качества. Как пояснили в ведомстве, статья, регулирующая порядок возврата товаров, приобретенных дистанционным способом (Закон о защите прав потребителей ст. 26.1), писалась в 2004 году для интернет-магазинов и «не учитывает развитие платформ и пунктов выдачи заказов». Напомним, что сейчас от товара можно отказаться как при получении, так и в течение двух недель, согласовав возврат через приложение. При этом сам товар в пункте выдачи уже практически не проверяется (достаточно подтверждения заявки от платформы и первоначальной упаковки). Это приводит к тому, что  покупатели сплошь и рядом возвращают бывшие в использовании, но не понравившиеся вещи (особенно массово — одежду). 

Кроме того, все продавцы маркетплейсов (а 80%, по данным Минэка, это представители малого бизнеса) жалуются на волюнтаризм маркетплейсов в отношении скидок. Сегодня платформы могут за свой счёт сбрасывать цены на товары продавца без его согласия и даже уведомления. «Это нарушает маркетинг продавца, особенно в других каналах продаж», — отмечают в ведомстве. 

Все эти моменты требуют дополнительного регулирования со стороны государства, считают в кабмине.

Источник