Фото: Sammlung Heinz/ZB/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
В свою очередь, власти в Будапеште и Братиславе обвинили Украину в том, что она занимается «политическим шантажом», намеренно затягивая возобновление транзита. Факт состоит в том, что прокачка по «Дружбе» была прервана в конце января. По словам главы МИД Венгрии Петера Сийярто, сделано это было отнюдь не по техническим, а по политическим причинам. Трубопровод не поврежден и готов к работе, заметил министр, связав «блокировку» Киевом поставок с апрельскими парламентскими выборами в его стране и стремлением создать проблемы премьеру Виктору Орбану.
Как заявил 16 февраля министр экономики Хорватии Анте Шушняр, официальный Загреб не допустит угрозы энергетической безопасности Европы и готов помочь Венгрии и Словакии в сложившейся ситуации с «Дружбой». Ранее обе страны обратились к Хорватии с просьбой разрешить транзит российских углеводородов по морю с дальнейшей прокачкой через трубопровод «Адрия». Коллизия в том, что в рамках санкционной политики ЕС действует запрет на импорт российских углеводородов этим путем, однако для не имеющих выхода к морю Венгрии и Словакии предусмотрены исключения, которые позволяют продолжать получать сырье по трубопроводам.
По словам же представителя Еврокомиссии Анны-Кайсы Итконен, в краткосрочной перспективе рисков для энергобезопасности Венгрии и Словакии нет, поскольку они располагают стратегическими запасами нефти. Этих объемов должно хватить примерно на 90 дней.
По данным украинской компании ExPro Consulting, в 2025 году Украина транспортировала по южной ветке трубопровода «Дружба» 9,73 млн тонн российской нефти, что на 14% меньше, чем в 2024-м. На сегодняшний день прокачка по украинской территории приостановлена по причинам, доподлинно ведомых одному Киеву. О дальнейшем развитии событий остается только гадать.
-Мы видим череду не только взаимных упреков, но и разного рода практических контршагов, — рассуждает в беседе с «МК» эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Когда Украина фактически перекрыла поставки по «Дружбе» для Венгрии и Словакии, те взялись показать ей, что есть и альтернативные каналы. Хорватия, к которой они обратились, согласилась принять у себя российскую нефть, при условии, если это не будет противоречить санкциям ЕС и Соединенных Штатов. Напомню, что в ноябре США разрешили (выдали лицензию) венгерской компании MOL до 21 ноября 2026 года покупать сырье у головного партнера в РФ. То есть, всё в рамках установленных Вашингтоном правил: если за это время российская партнерская компания доставит в порт Хорватии танкер с нефтью, со стороны Америки ему опасаться абсолютно нечего.
Дело теперь за «малым» — получить исключение из-под санкций ЕС: еще в 6-м пакете, принятом Брюсселем в июне 2022 года, было закреплено эмбарго на поставку российской нефти в Евросоюз морским транспортом с 5 декабря 2022-го. При этом документ допускал, что в случае возникновения рисков для топливной безопасности какой-либо страны, входящей в альянс, для неё могут сделать исключение. И вот сейчас Венгрия и Словакия буквально трубят в коридорах власти ЕС о своем форс-мажорном положении и необходимости пойти им навстречу в вопросе российских поставок.
-Еврочиновники, судя по всему, не разделяют их тревоги?
-Да, в Брюсселе считают, что никакой трагедии нет, что Будапешт и Братислава в состоянии приобрести нефть у альтернативных поставщиков, и что делать для них исключение нет никакой надобности. Мол, это наихудший из всех вариантов, который создаст своего рода прецедент для реанимации полномасштабного сотрудничества альянса с Москвой в топливно-энергетической сфере. И вот, чтобы не допустить поблажек в санкционном режиме, не допустить самой возможности доставки российской нефти в ЕС по морю, Еврокомиссия и потребовала от Украины возобновить прокачку по трубопроводу «Дружба». И даже если Киев на это не пойдет, ЕК не изменит свою позицию, продолжая предлагать Венгрии и Словакии приобрести нефть где-нибудь еще в мире и прокачать её на свою территорию через ту же самую Хорватию. В-общем, до конца этой истории еще далеко.