Святославов крест.
тестовый баннер под заглавное изображение
В этом культурном сезоне в ГИМ уже открывалась грандиозная выставка, посвященная одному из наших крупных правителей — Николаю I. Теперь в нарядном зале Исторического музея — в Парадных сенях, на сводах которых изображено родословное древо государей Российских, начиная от князя Владимира и княгини Ольги, проходит меньшая по масштабу экспозиция, посвященная Рюриковичу — Андрею Боголюбскому. В месте проведения экспозиции есть немало символизма — много где и довольно часто мы вспоминаем о Романовых, оставляя Рюриковичей как бы в стороне или на потом. Сами организаторы уверены, что фигура князя Андрея недооценена и малоизвестна, и пусть маленькой, но яркой выставкой хотят привлечь внимание к фигуре Андрея Юрьевича. А первые посетители выставки переговаривались, что вспоминают об этом правителе, лишь когда речь заходит о Владимиро-Суздальском княжестве.
Небольшая справка: князь Андрей Боголюбский правил в 1150–1170-е годы, среди средневековых правителей был одной из самых знаковых фигур не только потому, что его дедушка — Владимир Мономах, а отец — Юрий Долгорукий (сердце каждого москвича сейчас встрепенулось, да?). В истории его имя осталось благодаря большой (но не единственной!) заслуге: он перенес центр политической жизни во Владимир, оторвав титул великого князя от киевского престола, а еще по факту именно Андрей Боголюбский построил православную монархию и стал первым великим князем Владимирским.
Неправильно будет говорить, что выставка призывает «сделать Владимир снова великим» — это раз и навсегда решил тоже Андрей Боголюбский, оставив после себя потрясающее наследие в виде белокаменных соборов с резьбой (и это на землях, где испокон веков строили из дерева, учитывая обилие лесов вокруг), на которую до сих пор смотришь с восхищением — тысячу лет назад люди создавали такую красоту, не имея высокотехнологичного оборудования, и как бы экскурсоводы ни объясняли тонкости трудоемких процессов, степень потрясения не снижается. То, что было создано в эпоху Боголюбского, чудом пережило монгольское нашествие и другие исторические потрясения, и те шедевры зодчества дошли до нас, став настоящими жемчужинами Владимиро-Суздальских земель, а Золотые ворота, Успенский собор, церковь Покрова-на-Нерли, Замок князя и церковь Рождества Богородицы вошли в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 1174 году князя Андрея убили заговорщики, а почти тысячелетие спустя, в 2015 году, во время реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, открыли надпись XII века — она раскрывала имена убийц князя, разрешив все сомнения ученых. Вот такая детективная история!
Богоматерь Владимирская, с избранными святыми. Симон Ушаков с учеником Андреем Владимировым.
Прежде всего небольшая экспозиция интересна и ценна для «гостей столицы» — из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника приехал самый ранний список иконы Боголюбской Божией Матери XVI века, икону создали по заказу Андрея Боголюбского. Еще одна потрясающая вещь, от которой сложно оторвать взгляд, — икона Владимирской Божией Матери, которую князь Андрей Юрьевич перенес из Киевского княжества во Владимир, но здесь требуется комментарий. Когда князь Андрей возвращался от отца из Киева в Суздаль, он взял с собой чудотворную икону, которая когда-то прибыла в Киев из Константинополя. Согласно летописи, в дороге Андрею Юрьевичу явилась Богородица и дала наказ построить каменную церковь во имя Рождества Богородицы, и чтобы там была обитель для иноков. Чудо произошло в местечке, которое сегодня мы все знаем под названием Боголюбово. Список, представленный на выставке, создан Симоном Ушаковым и его учеником Андреем Владимировым.
В центре всеобщего внимания — камень с изображением части креста и нимба Иисуса Христа, «Святославов крест» 1220-х годов из Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея. Это «Распятие» происходит из Георгиевского собора XIII века, полностью оттуда сохранилась лишь эта композиция, и, по словам историков, это «Распятие» находилось в нижней части храма и выполняло роль поклонного креста. Но ценность креста не только в древности и сохранности. Перед нами скульптура, от которой многие из нас не привыкли ждать выразительности или эмоциональности — и очень зря. Присмотритесь к лицу Христа: на нем — абсолютное смирение и даже мягкая улыбка…