![]()
Российская сторона в регулярных контактах с Азербайджаном поднимает вопрос скорейшего освобождения российских граждан и возвращения их на родину, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
«Неоднократно отмечали, что скорейшее освобождение россиян и их возвращение домой является нашим безусловным приоритетом. Регулярно поднимаем этот вопрос в двусторонних контактах с азербайджанскими партнерами, и такое решение Баку стало бы, конечно, важным шагом на пути дальнейшего укрепления добрососедских отношений между нашими странами», — рассказала она.
Данная проблема, по ее словам, является одним из приоритетных вопросов на повестке деятельности министерства.
Надо отметить, что проблема уже много-много месяцев, как не решается. Тогда задержание российских граждан в Азербайджане воспринимался многими как взятие заложников в ответ на аресты членов общины в Свердловской области, обвиняемых в серьезных преступлениях.
На днях стало известно о грозящих последним довольно серьезных сроках, что некоторыми было растолковано, как признак готовности к обмену. Всех на всех? А как быть с азербайджанскими гражданами, сидящих за якобы шпионаж в пользу России, среди которых неоднократно посещавшая зону СВО политолог Назакет Мамедова, местные евразийцы Ибрагим Гасанов и Ибрагим Гумбатов?
— Некоторая разрядка в отношениях России и Азербайджана, которая произошла недавно, не повод думать о том, что стороны стали большими друзьями, — уверен доцент Финансового университета при Правительстве России Владимир Блинов.
— Поэтому история с задержанием россиян продолжается и вряд ли будет решена как жест доброй воли. Азербайджан продолжает удерживать наших соотечественников и, по всей видимости, не стремится начинать отношения с чистого листа.
Что тому причины? Конечно, есть повод для разных предположений. Армянская история вроде бы Азербайджану далась легко, и Россия не отстаивала интересы Армении. Турция, которая является союзником Азербайджана, тоже является нашим партнером. Поэтому объективных причин для этого противостояния не существует.
Но, по всей видимости, Алиев в силу определенных обстоятельств испытывает к России какое-то недоброжелательное отношение. Что этому является причиной, никто сказать по большому счету не может. Поэтому наши граждане, которые там находятся за решеткой, это, конечно, повод для возмущений, повод для отстаивания позиции.
Но Россия никогда эмоционально себя не ведет. В самых даже неприятных сюжетах она пытается переводить отношения в формат диалога. И до сих пор Москва дипломатически всеми возможными способами пытается с Баку договариваться. Надо понимать, что там люди очень эмоциональные… Хорошо, что стороны стали договариваться, но отношения остаются достаточно напряженными.
«СП»: По-вашему, удастся ли в ближайшее время вытащить наших? Только в обмен или еще что-то можем предложить Баку?
— Тут сложно что-либо прогнозировать, это вопрос дипломатии, который имеет в виду большое число больших и малых нюансов. Поэтому однозначно что-то сказать сложно. Другое дело, что объективного интереса у Азербайджана удерживать россиян нет. Поэтому есть надежда, что вытащить удастся. Хотя позиция Азербайджана все более непредсказуема и непонятна.
— В заявлениях МИД РФ и его представителей в последние месяцы тема освобождения арестованных в Азербайджане граждан России поднимается довольно часто, — напоминает политолог Михаил Нейжмаков.
— Например, в середине февраля 2026 года замглавы МИД РФ Михаил Галузин упомянул, что «по линии профильных ведомств России и Азербайджана прорабатываются различные варианты их возвращения домой». Это может быть косвенным свидетельством, что переговоры по этому поводу ведутся достаточно интенсивно и с надеждой на подвижки. Как показывает мировая практика, когда переговоры по подобным темам заходят в тупик, стороны комментируют их либо максимально лаконично, либо очень холодно.
Другое дело, что между Баку и Москвой явно есть другие пока не разрешенные противоречия. На это может указывать и реплика Ильхама Алиева в ходе Мюнхенской конференции по безопасности, обвинившего Россию в «преднамеренном нападении на дипломатическое представительство Азербайджана» в Киеве. В заявлении МИД РФ по этому поводу было сказано, что «повреждения комплекса зданий азербайджанской дипломатической миссии в Киеве, по всей вероятности, произошли вследствие некорректной работы средств ПВО Украины».
Есть немало примеров, когда вопрос о передаче одному государству его граждан, находящихся под следствием или даже осужденных в другой стране, происходит и на фоне крайне прохладных отношений. Но в данном случае высока вероятность, что такой шаг в отношениях между Баку и Москвой будет предпринят, когда между ними начнется хотя бы относительная «оттепель».
«СП»: А Баку, по-вашему, захватывал российских граждан с целью торга? Или как?
— Как известно, задержание российских граждан в Баку летом 2025 года произошел на фоне максимального охлаждения в отношениях с Москвой.
С другой стороны, можно предположить, что вряд ли вопрос о возможности освобождения этих людей в Баку считали главным фактором на переговорах. Более вероятно, что азербайджанская сторона делала более существенную ставку на экономические аргументы и, возможно, обсуждение перспектив какого-то иного, непубличного взаимодействия в условиях западного давления на Россию.
Недаром тогда первым сигналом, что перспектива «оттепели» в отношениях Москва-Баку становится более вероятной, стало заседание Межправительственной комиссии в августе 2025 года, где основной акцент был сделан на экономических факторах.
«СП»: По-вашему, стоит менять всех на всех или каждый случай рассматривать индивидуально?
— Если обмен произойдет, вполне вероятно, что это будет выглядеть, как решение, затрагивающее сразу несколько фигур. Хотя, скорее всего, по персонам, которые наиболее значимы для каждой из сторон, может проходить отдельное согласование.
Кроме того, не исключено, что на уровне закрытых консультаций может затрагиваться и судьба армянского политика Рубена Варданяна, осужденного в Баку на 20 лет лишения свободы и ранее отказавшегося от гражданства России.
Впрочем, освобождение Варданяна, среди прочего, могло бы повлиять и на расклад внутриполитических сил в Армении в преддверии парламентских выборов, которые пройдут там в июне 2026 года. Поэтому, если и будет вероятность решения руководства Азербайджана о его помиловании (именно так обычно оформляется освобождение фигур, о которых велись переговоры в подобных случаях), то маловероятно, что это произойдет в ближайшие месяцы. Пока выше вероятность, что азербайджанская сторона, как минимум, не будет форсировать такое решение.
«СП»: Помимо прочего, в Азербайджане уже посажены на длительные сроки друзья России, которых обвинили в шпионаже. Что мы тут можем сделать? Не можем же мы их бросить на произвол?
— На уровне комментариев МИД говорится только о переговорах по поводу лиц, задержанных летом 2025 года. Это не означает, конечно, что другие фигуры не могли упоминаться на таких консультациях. Но в ближайшей перспективе вероятность о решении Баку в рамках возможных будущих пакетных договоренностей о помиловании азербайджанских граждан, которые находятся в заключении в этой стране, представляется не очень вероятной.
«СП»: По мнению антироссийских азербайджанских СМИ, происходящее оставляет Москву без аргументов на предстоящих переговорах с Баку. Так ли это? И есть ли у нас ещё аргументы и рычаги давления?
— В экономических связях с Россией в Баку по-прежнему заинтересованы. Кроме того, многое будет зависеть и от итогов парламентской гонки в Армении. Можно предположить, что в первой половине 2026 года отношения между Москвой и Баку будут оставаться нестабильными, в том числе, на фоне фактического начала парламентской кампании в Армении, в рамках которой интересы Азербайджана и России расходятся. Впрочем, вероятность коротких «оттепелей» и в этот период тоже есть.