
тестовый баннер под заглавное изображение
Большое число сторонников идея ББД приобрела после активного продвижения в мире идей и концепций «Современной теории денег» (Modern Monetary Theory). Основной постулат данной теории состоит в том, что государство является не просто монополистом в эмиссии денежных знаков на своей территории, оно еще и обладает неограниченным суверенитетом на объемы, формы и направления данной эмиссии. Единственный ограничитель эмиссии — это наличествующие в экономической системе мощности и ресурсы. Если данные экономические факторы представлены в избытке, то и ограничения на эмиссию денежных знаков практически отсутствуют.
Данная теория нам говорит: если государство намерено совершить технологический, инфраструктурный или производственный рывок, то для финансирования данных расходов оно спокойно может выпустить денежные знаки в форме целевой эмиссии, направив финансирование именно на поддержку выбранных проектов. Данный подход работает и при финансировании расходов на выплаты безусловного базового дохода.
Отметим, что сторонники ББД изначально не считают эти выплаты мерой социальной поддержки, а воспринимают их как инструмент социального развития. ББД позволяет людям иметь не столько «подушку безопасности», а возможность направить свободное время на обучение, саморазвитие и занятие творческой деятельностью.
ББД изначально не может считаться единственным или основополагающим источником дохода для человека. Он призван содействовать покрытию базовых потребностей человека и не подразумевает полного отказа от трудовой деятельности. При этом он должен быть гарантированным доходом, на который гражданин может рассчитывать, что называется, всегда и в любом случае.
ББД в форме отчислений гражданам доли природной ренты (доходов от добычи и продажи полезных ископаемых) сейчас в той или иной форме действует в ряде ближневосточных монархий (в первую очередь — в ОАЭ), а также в штате Аляска в США. В Швейцарии в 2016 году прошел всеобщий референдум, по итогам которого большинство граждан Конфедерации отказались от идеи введения безусловного базового дохода в своей стране.
Противники введения ББД в Западной Европе оперируют тремя возражениями. Первое: ББД понизит привлекательность стран в качестве резиденций для глобальных корпораций, что для небольших государств Западной Европы является значимым источником доходов. Второе: безусловный базовый доход усилит неконтролируемый миграционный поток в эти страны. Наконец, третье возражение: лишние доходы могут стимулировать асоциальное потребительское поведение (расходы на алкоголь, табак и пр.).
Добавим, что введение безусловного базового дохода просто-напросто невозможно в большинстве стран мира в силу недостаточности производственно-экономических мощностей. По факту на сегодняшний момент на это способны только сверхкрупные экономики мира, ставшие макрорегионами. Очевидно, что на роль данных макрорегионов и суперэкономик в настоящее время претендуют только Китай и США. При этом число претендентов на вхождение в высшую лигу мирового политико-экономического развития в эпоху глобального полицентризма и полисубъектности — значительное. Здесь можно вспомнить Индию, ЕС, арабский мир, сообщество АСЕАН и др.
Соответственно, в ближайшей перспективе безусловный базовый доход как инструмент стимулирования социального развития может появиться именно в странах, претендующих на роль суперэкономик. Конечно, для введения системы ББД и Китаю, и США придется разрешить ряд собственных внутренних противоречий, но при желании все цели и задачи достижимы.
А что же Россия? Мы неоднократно говорили, что наша страна самым решительным образом претендует на роль самостоятельного макрорегиона как в коалиции со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и его партнерами, так и в синергии с другими государствами мирового большинства. Сегодня в мире в этой части существует лишь две альтернативы: или стать самостоятельным макрорегионом, или оказаться частью чужого макрорегиона. Выбор, я думаю, здесь для нас очевиден.
Добавлю, что масштаб нашей экономики (четвертое место в мире по объему ВВП по паритету покупательной способности), наличие темпов годового экономического роста, а также значительные шаги по построению технологического суверенитета позволяют нам говорить, что Россия также в состоянии претендовать на введение безусловного базового дохода уже в ближайшем будущем. Данные инициативы уже озвучены в программах ряда левых общественно-политических сил.
При обсуждении ББД в политико-экономическом дискурсе в России обычно звучат два основных возражения противников безусловного базового дохода. Одно из них состоит в следующем: «ББД — это «вертолетные деньги». Где их брать? В бюджете лишних денег нет, а если деньги печатать, то это приведет к росту цен и гиперинфляции». При всей кажущейся очевидности этих доводов с ними при некотором содержательном анализе согласиться категорически невозможно.
Во-первых, плановое и контролируемое увеличение дефицита федерального бюджета не несет макроэкономических проблем и угрозой, в принципе, не является. Об этом, в частности, говорил Президент России В.В.Путин на недавнем Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Во-вторых, не будем забывать про Фонд национального благосостояния (ФНБ), в котором сейчас (по состоянию на 1 сентября 2025 года) в ликвидной форме сосредоточено около 4 трлн руб., что позволяет решать громадное число как социальных, так и народнохозяйственных задач.
Наконец, в-третьих, никто не отменял обозначенный выше принцип целевой эмиссии. Напомню, что целевая эмиссия подразумевает выпуск денежных знаков под финансирование конкретных инфраструктурных, технологических или производственных проектов. Если мы хотим построить 1000 мостов и модернизировать 200 аэропортов, то под эти цели Центробанк России может выпустить соответствующий объем, например, цифровых рублей, которые сразу будут обеспечены новыми материальными объектами со значительной стоимостью и грандиозным народнохозяйственным значением. Где здесь место инфляции, если деньги обеспечены конкретным имуществом, а целевое использование эмитированных средств гарантировано технологией цифрового рубля?
Как уже было отмечено выше, денежная масса в нашей стране составляет порядка 60% ВВП, то есть, по факту, наша экономика уже недообеспечена и недофинансирована необходимыми денежными средствами. То есть для того, чтобы просто-напросто восстановить баланс, нам надо «допечатать» денежных знаков в объемах, превышающих текущие расходы федерального бюджета.
Вы скажете: а откуда же у нас берется инфляция? Так берется она не от избытка спроса, а от недостатка предложения, по сути, от дефицита. Нам нужно выпускать больше товаров и услуг, а рост их предложения и будет «гасить» инфляцию. Кстати, «Современная теория денег» говорит нам прямо и однозначно: рост государственных расходов на поддержку производства и трудовых ресурсов не является инфляционным фактором. В этой части выплата безусловного базового дохода населению при одновременной финансовой поддержке реального сектора экономики и инфраструктурного развития страны будет как раз не разгонять, а сокращать темпы инфляции.
Кто-то может назвать все эти разговоры фантазиями. Но давайте просто посмотрим на то, откуда берут средства для своего развития современные экономические макрорегионы-лидеры: Китай и США. КНР давно использует механизмы целевой эмиссии для своего экономического развития и не стесняется об этом говорить. США поступают похожим образом, но оформляют свою эмиссию через рост государственного долга, львиная доля которого никогда не будет востребована, поскольку по факту Штаты как государство должны сами себе.
В этой части искусственное сдерживание роста денежной массы в стране, как и отказ наших монетарных властей от целевой эмиссии выглядят очень странно. Такая позиция говорит только о том, что реального и однозначного финансового суверенитета наша стране еще не достигла. Если бы мы им обладали, то и возможности финансировать собственное экономическое развитие у нас были бы принципиально иными, а средства на выплаты ББД гражданам нашлись бы самым естественным образом.
Второе возражение противников ББД в России связано с уже упоминавшейся проблемой стимулирования асоциального поведения у ряда граждан при появлении лишних денег. Здесь проблема легко решается той же технологией цифрового рубля, который, напомню, тоже может иметь целевое назначение. В этом случае покупка алкоголя, табака, а также, например, акций или валюты недружественных стран будет просто-напросто блокироваться на кассе. Все средства целевым образом можно направить на покупку продовольствия, лекарств, товаров для детей.
Но если мы считаем, что пока не готовы к всеобщим безусловным выплатам, то давайте для начала начнем осуществлять выплаты по 10 тысяч рублей в месяц на каждого ребенка до 18 лет всем семьям с детьми. Расходы на данные цели абсолютно понятны и вполне бюджетно приемлемы. Соответствующие законопроекты уже разработаны в Государственной думе.
Отмечу, что ББД в России решает целый ряд важнейших задач, среди них: содействие саморазвитию граждан, поддержка семей, стимулирование внутреннего спроса для обеспечения экономического роста и др. По сути, безусловный базовый доход может стать серьезным фактором и социального, и экономического развития.
В заключение хочется отметить, что ББД — это еще и значимое проявление социальной справедливости на государственном уровне. Если экономика растет, многие отрасли процветают, города хорошеют (что правда), то, наверное, эти успехи должны отражаться и на кошельках граждан. Конечно, те же 10 тысяч в месяц всех проблем не решат, но люди через ББД получат совершенно четкий сигнал о том, что государство ценит каждого. В этом смысле знаменитая формула Президента РФ В.В.Путина о том, что «Россия защищает правду и справедливость», может для граждан получить и вполне материальное воплощение.