
тестовый баннер под заглавное изображение
Кто у нас безработные, кроме откровенных лентяев? Например, домохозяйки, которых в России почти три миллиона человек.
Из какой тумбочки они станут брать 45 тысяч рублей в год на оплату ОМС, инициатива о введении которой активно обсуждается сегодня?
Конечно, может быть, кому-то из депутатов и кажется, что 45 тысяч рублей — это пару раз поужинать в московском ресторане, но для реальных безработных данная сумма — почти треть от их максимального годового пособия. То есть если человек сознательно не уводит свои доходы в тень, то ему явно придется затянуть пояс. Или — помирать с музыкой.
Хотя вообще-то медицинская помощь в РФ все еще гарантирована 41-й статьей Конституции РФ.
«Если налог на ОМС будет введен, то он станет противоречить принципу страхования, когда здоровые платят за больных, и нарушит принцип бесплатности оказания медицинской помощи в РФ, — считает Александр Саверский, глава Общероссийской общественной организации «Лига защиты пациентов». — У меня есть серьезные опасения насчет того, что со временем список категорий граждан, подлежащих налогообложению, не станет расширяться. И ими будут признаны уже не только домохозяйки, но, например, дети и инвалиды. Начнётся просеивание пациентов по критерию уплаты, что может привести к дискриминации больных».
Саверский говорит, что не видит логики во всем этом процессе и заботу о гражданах, кроме той, чтобы собрать с нас как можно больше денег. «Но это точно не про здоровье», — подчеркивает он.
Москвичке Наталье 53 года. Последние пять она не работает — ухаживает за престарелой матерью. Обе живут на пассивный доход от сдачи квартиры родительницы. Плюс пенсия последней. В принципе, если не шиковать, то средств на жизнь вполне хватает.
Вот только у самой Натальи скачут гормоны, не в порядке щитовидка. В муниципальную поликлинику она ходит как на работу. Хотя инвалидность она и не оформляла. Платить налог на ОМС тоже не собирается.
«Собственно, поэтому я и уволилась, что нет сил пахать на чужого дядю и одновременно ухаживать за мамой, — объясняет женщина. — Я давно поняла, что все идет к тому, что за любое лечение придется платить самой. Получить быструю и квалифицированную бесплатную помощь по ОМС и сегодня практически невозможно. Лично я с боем выбивала анализы на гормоны, так, вместо семи наименований выписали всего три. Попасть к эндокринологу тоже тот ещё квест, сначала надо пройти прием у терапевта, нередко совершенно бесполезный, и получить у него направление к узкому специалисту. Так за что я должна отдавать этот огромный налог, если многое и без того делаю платно в коммерческих клиниках, экономя время и нервы?»
Собственно, этот же вопрос задают многие. Медицина в России дармовая только условно, а если хочешь, чтобы на твое здоровье действительно обратили внимание, приплачивать придется все равно.
«Непонятно, почему вместо решения задачи по сбору налогов с тех, кто работает в тени, хотят ввести ещё один налог? Да, неуплата налогов — это правонарушение, но право на труд — это право, а не обязанность», — продолжает Александр Саверский.
Действительно не очень понятно, если человек нигде не числится, то как он наскребет ежегодно 45 тысяч, сумму, равную той, которую сегодня отдает государству на эти цели работодатель?
Как станут выявлять таких «лентяев», они же могут просто не явиться за полисом, хотя понятно, что при желании налоговики что-то придумают. Но стоит ли овчинка выделки? Эксперты уже подсчитали, что инициатива принесет дополнительных 70+ миллиардов в бюджет. Не так уж и много, всего-то процента полтора, если учесть, что в системе обязательного медицинского страхования заложено 4,5 триллиона. То есть без денег домохозяек и безработных вполне можно было бы обойтись, но тут главное — создать прецедент.
«Следует понимать, что легализуются только те, кто уже болеет, а кто только может заболеть, того платить все равно не заставят, — считает Александр Саверский. — То есть это точно будет не то число налогоплательщиков, на которое рассчитывают власти».
Тем не менее, люди уже пытаются подсчитывать, во что обойдутся им отпрыски, которые еще не нашли работу и находятся на содержании родителей, что делать людям творческих профессий и фрилансерам. Или, например, получившим наследство и тратящим проценты. А также тем, кто живет за счет помощи друзей и родственников.
«Некоторые себя содержать не могут, а государство планирует заставить их содержать ещё и страховые компании», — иронизирует правозащитница Мария Архипова.
Если провести параллель с другими странами, то, например, в ЕС нет специальных медицинских сборов для тех же домохозяек. Все налогообложение привязано только к доходам или к собственности.
«Налоги обычно взимаются с доходов (зарплата, предпринимательство, дивиденды и т.д.), с собственности (недвижимость, автомобили) и потребления (НДС). Если человек не имеет дохода или собственности, то соответствующих налогов не будет. К тому же статус «домохозяйка» не является налоговым понятием. Налоговая обязанность определяется резидентством, доходом и активами. Если женщина-домохозяйка получает доход (например, от инвестиций, сдачи недвижимости, подработки) — этот доход подлежит налогообложению как у любого другого гражданина. Если нет — то налогов с нуля не будет», — продолжает эксперт.
Даже в США, одной из самых затратных стран на частную медицину, не существует специальных налогов или сборов, которые взимаются исключительно потому, что женщина — домохозяйка (т.е. неработающая).
А если доходы в семье не превышают $24 000 на двоих, то такие американцы могут рассчитывать на страховку, полностью оплачиваемую государством.
В других странах та же картина – любые налоги платятся только в случае, если ими есть, что облагать, просто взносы без доходов, имущества и прочего – не взимаются. Но как быть с ОМС для самозанятых?
«Так самозанятые и сейчас должны платить налог, который распределяется между региональными бюджетами и фондом обязательного медицинского страхования, — поясняет известный экономист Никита Кричевский. — Предложение по введению платы за ОМС касается только тех, кто вообще не платит положенные 4-6%. Но при этом следует учесть, что контроль за самозанятыми в принципе затруднен из-за их количества — около 13 миллионов человек».
Кричевский успокаивает домохозяек, что их никто не тронет.
«Это классические безработные, при том, что они должны официально состоять на бирже труда. Если они там есть, то их социальное обеспечение ложится на плечи государства, — добавляет Кричевский. — До 2001 года у нас существовал Фонд занятости населения, после ликвидации которого функции обеспечения социальных потребностей безработных взяло на себя как раз государство. Так что здесь ничего не меняется. Государство как обеспечивало, так и продолжит обеспечивать безработных. В противном случае надо будет возрождать обязательное страхование по безработице, против которого выступает тот же бизнес. Думаю, что и самозанятые могут временно не беспокоиться насчет принятия налога на ОМС, так как контролировать тех, кто его не платит, достаточно сложно и общественная дискуссия об этом будет ещё продолжаться».