Petrov Sergey/news.ru/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
План REPowerEU представляет собой стратегию развития европейской энергетической отрасли, причем с упором на отказ от поставок нефти и газа (трубопроводного с 30 сентября 2027 года, СПГ — с 1 января того же года) из РФ. Речь идет о долгосрочных контрактах. Как правило, постановления по внешней политике в ЕС (включая санкционную) принимаются по принципу единогласия. Но в этот раз на брюссельской встрече министров иностранных дел государств-членов ЕС прибегли к процедуре, которая позволяет голосовать простым большинством.
«По своему содержанию она является санкцией, — заметил Петер Сияйрто. — Однако чтобы избежать противодействия суверенных национальных правительств, это решение было мошенническим образом замаскировано под торговую меру, так что квалифицированного большинства оказалось достаточно». Как заявили в МИД Словакии, Братислава не поддерживает отказ от российских энергоресурсов из-за ограниченного доступа к альтернативным поставкам и серьезных рисков, связанных с действующими долгосрочными контрактами, — юридических и финансовых. «Энергетическим самоубийством ЕС», «глупым идеологическим решением», за которое заплатят все европейцы, назвал случившееся словацкий премьер Петер Фицо.
В-общем, если называть вещи своими именами, евроруководство уподобилось уличным напёрсточникам, провернув некий трюк, заведомо противоречащий законодательству ЕС и оставивший двух членов альянса в откровенно бедственном положении. Как говорится, следите за руками…
-По сути, изменив процедуру, Евросоюз лишил Словакию и Венгрию права вето и провел стратегическое, судьбоносное решение без них. Что, конечно, стало полной неожиданностью для этих стран, — рассуждает в беседе с «МК» эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Фактически, Словакия и Венгрия оказались обманутыми: в прошлом году они всё-таки согласились поддержать 19-й пакет санкций, предусматривающий запрет на импорт российского СПГ. Но о прекращении поставок трубопроводного газа речь не шла: в Братиславе и Будапеште, судя по всему, рассчитывали на некий негласный размен. Мол, мы идем вам навстречу в вопросе СПГ, а вы не трогайте, пожалуйста, темы трубопроводного газа, трубопроводной нефти и сотрудничества с Россией по атому. Соответственно, теперь обеим странам есть за что биться. Если сегодня ты дашь слабину, смиришься с запретом на поставки газа по «Турецкому потоку», завтра ты гарантированно потеряешь уже поставки нефти по «Дружбе».
Кстати, в случае с запретом на импорт российского СПГ любой альтернативный вариант обойдется Словакии и Венгрии гораздо дороже. Придется искать новые источники поставок, конкурировать за них на глобальном рынке, договариваться с соседними странами, например, с Хорватией, платить ей за приём сырья, регазификацию и дальнейшую прокачку уже на свою территорию.