тестовый баннер под заглавное изображение
Более значительный рост наличности за те же месяцы отмечался только в 2022 году, когда наши сограждане панически запасались «живыми деньгами» из-за экономической нестабильности в стране. Тогда рост составлял рекордные 1,1 триллиона рублей.
По мнению аналитиков, нынешний рост налички связан с практикой отключения мобильного Интернета, которое зачастило c нынешнего лета. В результате чего стало проблематично производить безналичный расчет в розничной торговле. Потребителям всегда приходится держать в голове сценарии некоего форс-мажора, от них не зависящего…
Еще эксперты указывают на ужесточение банковского контроля над подозрительными операциями. С 1 сентября банки дотошно проверяют переводы между физическими лицами и снятие со счетов наличных средств. Это делается во имя борьбы с мошенниками, но под раздачу зачастую попадают вполне законопослушные клиенты банков. Все это вместе взятое привело к тому, что сограждане во избежание лишних проблем вернулись к хранению старых добрых бумажных денег в кубышках. Как говорится, дальше положишь — ближе возьмешь.
Также людей нервирует повышенное внимание налоговых органов к их счетам. С 1 июля ФНС получила возможность проверять карты и соответствие доходов с остатками на счетах. А рост наличного обращения создает условия для уклонения от налогов и роста теневой экономики: по некоторым данным, ее размер оценивается в 10% от ВВП. В общем, возвращаемся лет на 10–15 назад, когда у большинства на руках не было банковских карт, и в кошельках звенела монета.
Финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев считает, что рост наличной денежной массы не влияет на экономику страны.
— До сих пор 87% составляют безналичные платежи, — поясняет он. — Глобальной тенденции к увеличению денег на руках населения нет. Для этого существуют естественные пределы. Например, за определенные товары наличными просто не расплатишься — в противном случае их тогда нужно перевозить чемоданами…
Конечно, банкам придется тратить чуть больше времени на пересчет денег, инкассацию. Здесь трудозатраты увеличатся. Но с точки зрения макроэкономики — никакого побочного эффекта.