Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Названы плюсы и минусы растущего в цене золотого запаса России

тестовый баннер под заглавное изображение

За период с 1 октября 2023 года по 1 октября 2025-го физический запас золота в РФ уменьшился на 0,2 млн тройских унций, или около 6,2 тонны, и к сентябрю 2025 года составлял 74,8 млн тройских унций (2326,5 тонны). На сегодняшний день доля этого драгметалла в золотовалютных резервах (ЗВР) страны достигает 39,5%. И это очень много, если учитывать, что к 1 марта 2020 года показатель был почти вдвое меньше – 21% (почти $120 млрд в денежном выражении). Правда, с тех пор много чего произошло: и пандемия, и СВО, и санкционная заморозка российских суверенных активов, которые хранились преимущественно в долларах и евро…

Кстати, на днях ЦБ сообщил, что отечественные ЗВР достигли рекордного уровня в $729,5 млрд, увеличившись на $7 млрд за неделю. Согласно отчету регулятора, рост показателя на 1% обусловлен главным образом положительной переоценкой.

Напомним, с 1 апреля 2020 года Банк России приостановил покупки золота на внутреннем рынке, которые активно проводил с 2014-го, приобретя за шесть лет почти 40 млн унций. Эту его активность эксперты связывали, прежде всего, с политикой дедолларизации. «Мы понимаем, что золото достаточно волатильно. Но мы считаем, что наша структура резервов должна быть диверсифицирована», — поясняла председатель ЦБ Эльвира Набиуллина еще в июле 2019 года.

Вместе с тем, в какой-то момент было решено свернуть с этого курса, в основном, по двум причинам – относительной неликвидности и рыночно-ценовой непредсказуемости золота (в 2022 году оно быстро подешевело с мартовских $2 тысяч унцию до $1643). Центробанк явно не устраивало, что доля золота в ЗВР неумолимо растёт, на фоне регулярных продаж валюты. Как заявил в октябре 2022-го зампред ЦБ Алексей Заботкин, накапливать золото в резервах нецелесообразно, поскольку в нынешних условиях это спровоцирует увеличение денежной массы. И, соответственно, инфляции.

«Фактическое отсутствие изменений физического объема золота может говорить о стабильной оценке текущего объема ЗВР, – рассуждает руководитель департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. – По мнению властей, нет смысла в больших, чем сейчас, величинах. Для задач противостояния внешним шокам, поддержания устойчивости рубля (и избегания его переукрепления) нынешнего запаса вполне достаточно. Во-первых, текущие цены на золото не способствуют массовым закупкам. Во-вторых, при дефиците бюджета в 5,74 трлн рублей разумнее направлять силы на решение именно этой проблемы. Государство выделяет более насущные направления (к примеру, «социалка», демографические программы и так далее).

Также необходимо оценивать $282,1 млрд как актив, который сильно зависит от рыночной конъюнктуры. По словам Шнейдермана, очевидным риском является удешевление золота в случае нормализации геополитической обстановки, ускорения темпов роста глобальной экономики и ряда других факторов. Резервы, соответственно, «похудеют» без фактического изменения объемов.

«При всех минусах, к коим относится, например, не лучшая ликвидность, у золота есть неоспоримые достоинства, – отмечает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. – За последние два года оно подорожало вдвое, и эта тенденция только упрочивается. В условиях, когда значительная часть российских ЗВР оказалась по известным причинам заморожена, сам факт наличия в резервах проверенного историей актива не может не успокаивать. Кроме того, ЗВР обеспечивают стране кредитный рейтинг, поступление критически важного импорта и международные заимствования. С последними сейчас проблема: Россия отрезана от западных финансовых рынков, у Китая занять не получается».

Но, по крайней мере, резюмирует Николаев, ЗВР дают теоретическую возможность осуществлять заимствования за рубежом, поскольку есть обеспечение в виде золотого запаса. Наконец, без высокой доли золота в резервах у нас не было устойчивой национальной валюты.

«Спрос на золото неуклонно растет среди ведущих центробанков, частных инвесторов и крупного бизнеса, – говорит экономист, топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. – Разгону цен на драгметалл задал в этом году и сдающий позиции ко всем мировым валютам доллар. Изначальная стратегия ЦБ оказалась верной и очень эффективной. Физически актив хранится и контролируется в отечественной юрисдикции. Вместе с тем, простым россиянам все эти красивые цифры ничего не дают: средства вложены в биржевые активы и не вливаются в инвестиционные бюджеты крупных государственных программ. В 2022 году Россия, держа свои резервы в евро и долларах, практически потеряла около $300 млрд. Сегодня эти деньги работают на недружественные страны».

Заметим: если потери России замороженных активов после СВО составили $300 млрд, то переоценка золотых резервов дала выигрыш в $142 млрд за последние два года. Можно сказать, что политика ЦБ в отношении золота позволила компенсировать почти половину потерянных из-за санкций активов.

Источник