тестовый баннер под заглавное изображение
Потребители сырья оказались не в состоянии освоить дополнительные баррели, тем самым усилив избыток углеводородов. В 2026 году участники рынка будут вынуждены искать выход, способный уравновесить баланс спроса и предложения энергоресурсов. России в таких условиях придется справиться еще с одной задачей и добиться справедливой стоимости экспортного сорта Urals.
Если рассуждать с ценовой точки зрения, то прошедший год оказался не самым удачным периодом для мирового нефтяного сектора. Встретив январь котировками в $80 за баррель Brent, стоимость нефти начала планомерно опускаться и к концу декабря с огромным трудом закрепилась возле отметки в $60.
Основной причиной негативной тенденции стало решение стран ОПЕК+ о росте добычи, которое было принято на фоне нестабильного спроса на энергоресурсы, главным образом со стороны потребителей Азиатско-Тихоокеанского региона, и увеличения производства «черного золота» государствами, не входящими в альянс. В результате на рынке возник заметный профицит сырья, вызвавший 25-процентный обвал цен.
Российский экспортный сорт Urals в свою очередь столкнулся с одним из самых неприятных жизненных циклов за всю историю. Опасаясь вторичных западных санкций, в первую очередь со стороны США, восточные импортеры, прежде всего Индия и Китай, при заключении сделок с поставщиками из нашей страны начали все более настойчиво настаивать на премии за риск, то есть, на значительных скидках, без которых они отказывались покупать российскую нефть.
Итоги такого предвзятого отношения к нашим углеводородам оказались неутешительными: если в начале года стоимость Urals отставала от Brent всего на $2-3, то в декабре разница достигла $20-25 и за «бочку» западносибирского сорта на азиатском рынке стали предлагать менее $40. Как следствие — доходы бюджета России от нефтегазового сектора снизились с 14 трлн в 2024-м до 8,5 трлн рублей в 2025 году.
В 2026 году мировому нефтяному рынку, судя по всему, придется «переваривать» события прошедших двенадцати месяцев, приспособляться к жизни в условиях профицита излишних объемов сырья и низкого спроса на энергоресурсы, а задачей российских экспортеров станет снижение дисконта на поставляемое за рубеж «черное золото». Об итогах 2025-го и предстоящих вызовах 2026-го года «МК» рассказали аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, глава финтех-платформы SharesPro Денис Астафьев и руководитель проектов «Полилог» Федор Шурупин.