тестовый баннер под заглавное изображение
Продавец сможет получить деньги только после регистрации перехода права собственности и только на банковский счет. Использование наличных при таких сделках запретят. При продаже единственного жилья нужно будет доказать, что у продавца останется место для проживания. Для этого потребуется предоставить нотариально заверенное согласие лица, у которого продавец будет жить после сделки. Таково основное содержание нового законопроекта.
В случае его принятия, он вступит в силу с января 2026 года. Как считают авторы, введение такого порядка заключения сделок обеспечит надежную защиту добросовестных продавцов и покупателей, а сам рынок недвижимости спасет от дезорганизации и потери доверия граждан. Чтобы обезопасить покупателей на вторичном рынке, депутаты также предложили сделать нотариальное удостоверение обязательным для всех сделок такого рода. Опрошенные «МК» эксперты по разному оценили предложенные нововведения.
«Идея здравая. Она является частью комплекса мер по защите покупателей недвижимости, таких как задержка снятия наличных, обязательная психиатрическая экспертиза продавцов и расширение зон ответственности нотариусов и риелторов, – говорит аналитик финансового маркетплейса «Сравни» Алексей Лоссан. – Все они направлены на создание дополнительного барьера для неблагонадежных участников сделки, что существенно ограничивает возможности для мошенничества и злоупотреблений при купле-продаже жилья».
Без этого рынок становится уязвимым для схем, в которых продавцы, зачастую пожилые люди, могут подвергаться давлению или манипуляциям, а после передачи денег пытаться оспорить сделку, стремясь вернуть квартиру. Это открывает пространство для многочисленных махинаций, когда покупатели рискуют потерять и деньги, и жильё. По словам Лоссана, ужесточение контроля повышает прозрачность и ответственность всех участников сделок и снижает правовые риски.
«В борьбе с мошенниками, которые прибегают к методам социальной инженерии для отъема денег у населения, все чаще используются «периоды охлаждения», что вполне объяснимо. Коль основная цель метода – создать ситуацию, когда «жертва» считает важным успеть в срок осуществить то или иное действие, то и бороться надо, давая человеку время на остывание от «горячки», – отмечает генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Эльман Мехтиев. – Но применение того же метода, когда лицо осознанно идет на «разворот» сделки, может быть неэффективным, если человек заявит, что находился под влиянием и воздействием мошенников дольше того самого периода охлаждения».
По мнению Мехтиева, запрет использовать в расчетах наличные рубли, которые являются абсолютно законным платежным средством, выглядит по меньшей странно. Можно стимулировать использование безналичных платежей или цифрового рубля, но вряд ли стоит устанавливать табу на рубли лишь по той причине, что они – в виде банкнот.
«Такой порядок давно действует в странах Запада, в частности, в США, – говорит директор Центра исследований социальной экономики Алексей Зубец. – Продавец получает деньги на счет только после того, как покупатель въехал в квартиру и подтверждает, что всё в порядке, что все документы оформлены, и что к нему перешло право собственности. Так что предлагаемая депутатами мера видится полезной именно в контексте борьбы с мошенничеством. Ситуация, когда старушка продаёт квартиру, но при этом из неё не выезжает, и которая стала повальным злом, в данной схеме априори невозможна. По слухам, она поощряется застройщиками, стремящимися изгнать покупателей со вторичного рынка недвижимости, хотя сам я в это не очень верю».