
Shawn Thew – Pool via CNP/Keystone Press Agency/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Из заявления Трампа следует, что пошлины вводятся в ответ на «чрезвычайно агрессивную позицию» Китая в вопросах торговли. 9 октября министерство коммерции КНР резко ужесточило меры экспортного контроля в отношении технологий, связанных с редкоземельными металлами (РЗМ). Объяснив это необходимостью защиты национальных интересов и госбезопасности. Отныне зарубежные компании обязаны получать лицензию на экспорт товаров двойного назначения, изготовленных с использованием РЗМ китайского производства.
В Соединенных Штатах 70% редкоземельных металлов обеспечены как раз импортом из КНР, причем основным потребителем является американский ВПК. Сам же Китай обладает половиной мировых запасов РЗМ и порядка 90% мировых мощностей по их переработке. Его решение, по оценке Bloomberg, призвано усилить переговорные позиции Пекина накануне ожидавшейся встречи председателя Си Цзиньпина с Трампом, которая должна состояться в рамках саммита АТЭС в южнокорейском городе Кёнджу (31 октября — 1 ноября). Сейчас сама эта встреча поставлена под сомнение.
Напомним: в состоянии перманентной торговой войны две страны находятся фактически с февраля текущего года, когда глава Белого дома обложил поставки всех товаров из Китая пошлиной в 10%. В марте США повысили ее до 20%, а вскоре, после нескольких взаимных выпадов — до 145%. Однако затем стороны смягчили позиции, и к середине мая договорились о взаимном снижении пошлин до 10% на 90 дней. В начале августа Вашингтон продлил паузу на повышение ввозных пошлин на китайскую продукцию еще на 90 дней. И вот сейчас это противостояние вновь начинает набирать обороты.
– Ситуация пока достаточно неопределенная, а до 1 ноября есть ещё время, – рассуждает в беседе с «МК» ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Есть две точки зрения на происходящее. Например, ходят разговоры о масштабной подготовке командами Трампа и Си Цзиньпина некого компромиссного, примирительного варианта, который якобы будет представлен на саммите в Южной Корее. Другая часть наблюдателей указывает на вполне красноречивую трамповскую реплику: «Похоже, больше нет причин для встречи». Считая это предвестием нового, еще более крутого витка торговых войн. Тарифная эскалация чревата общим спадом международной торговли, сжатием инвестиций. К слову, 7 октября ВТО, сославшись на ожидаемые последствия тарифной политики США, снизила прогноз роста мирового объема торговли на 2026 год до 0,5%, с августовских 1,8%. Для 2025 года он, напротив, повышен с 0,9% до 2,4%.