Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

В Иране хотят провести деноминацию: насколько этот опыт полезен для России

© Iranian Supreme Leader’S Office/Keystone Press Agency/ Global Look Press

тестовый баннер под заглавное изображение

Нереальный риал

В Иране национальная валюта потеряет четыре нуля, то есть 10 000 риалов старого образца приравняют к 1 одному новому риалу. Об этом сообщило издание Iran International. Кроме того, реформа приведет к появлению новой единицы иранской валюты — сотой доле риала, который будет называться  киран или гхеран. Соответствующий законопроект был поддержан местным парламентом 144 голосами «за». Против выступили 108 иранских парламентариев и еще трое воздержались. Затем документ был направлен в Совет стражей конституции Иранской Республики для проверки соответствия данной меры основному закону страны.

Центральный банк Ирана готовить реформу будет два года. А после начала процесса деноминации предусмотрен трехлетний период, в ходе которого будет организовано «двойное обращение», когда население сможет использовать как старые, так и новые риалы.

Власти утверждают, что главной причиной проведения реформы стало неудобство в расчетах. Дело в том, что сегодня риал является одной из самых дешевых в мире валют.

Историки утверждают, что деноминация в Иране властями обсуждалась еще с 1990-х годов. Уже тогда в отношении исламской республики более десяти лет действовали американские санкции, запрещавшие закупать иранскую нефть, поставлять определенные виды товаров из США в эту страну. По мере роста ограничений курс риала обновлял исторический минимум. Для сравнения, если в конце 1970-х за один доллар давали 140 риалов, причем до введения санкций курс был еще более выгодным (70 риалов за доллар), то в 1990-х он докатился уже до 1,5 тыс. риалов за единицу американской валюты. Затем, после падения курса риала почти в пять раз, разговоры о деноминации активизировались в 2002 году, когда США обвинили Иран в создании ядерного оружия, что стало новым поводом для усиления санкций. Но власти не решились на такую денежную реформу в тот момент.

Особенно сильно экономическое давление ослабило курс риала и пошатнуло экономику страны в 2010-х. Парламент исламской республики снова заговорил о необходимости деноминации в этой связи, но ни тогда, ни в 2012-м, когда американцы обвинили Иран в ведении работ по обогащению урана, ни в 2018-м, когда США вышли из соглашения по иранской ядерной программе, каких-то конкретных шагов в эту сторону сделано не было. В прошлом году поводом для падения риала стали неудачные переговоры с США и войны с Израилем, которые закончились не до конца понятным результатом. Наконец, к идее деноминации власти вернулись в 2025 году, когда очередным формальным поводом для ослабления риала стали санкции ООН, введенные после десятилетнего перерыва по инициативе «большой евротройки» — Великобритании, Германии и Франции. Россия и Китай выступали против этого решения, но их резолюция не была поддержана. Все это привело к тому, что за один доллар по официальному курсу сейчас дают более 550 тыс. риалов, согласно сайтам по обмену валюты. Все это и стало причиной, по которой власти страны одобрили деноминацию.

Обрезание нулей

Глава экономического комитета парламента Ирана Шамседдин Хоссейни заявил, что главная цель этой технической по сути своей реформы — сделать банкноты более функциональными и облегчить финансовые транзакции. При этом власти понимают, что само по себе «обрезание нулей» не приведет напрямую к замедлению инфляции или решению ключевых экономических проблем. Хоссейни сам процесс деноминации назвал просто «неизбежной корректировкой».

«Власти Ирана исходят из необходимости упрощения расчетов, снижения их громоздкости, — говорит профессор кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Плеханова Михаил Гордиенко. — Немаловажен и психологический момент — показать инициативность государства. При этом стоит отметить, что деноминация как таковая не влияет на инфляцию, это разные процессы». Контроль инфляционных процессов связан с управлением эмиссией, банковской ликвидностью, бюджетной дисциплиной и многими другими параметрами, а это намного более серьезная история. 

По словам эксперта экономического факультета РУДН Фархада Ибрагимова, еще в начале 2010-х годов экономисты и Центральный банк Ирана обсуждали необходимость пересмотра номинала валюты, поскольку длительное воздействие жестких международных санкций, высокая инфляция и девальвация риала привели к глубокому обесцениванию денежных знаков. Планируемая деноминация, то есть сокращение номинальной стоимости денежных единиц без изменения их реальной покупательной способности, направлена прежде всего на упрощение денежного обращения, модернизацию финансовой системы и повышение удобства расчетов. Однако надо понимать, что сама по себе она не способна устранить структурные дисбалансы экономики, вызванные санкционным давлением, ограничениями внешней торговли, нестабильностью валютного курса и высокой инфляцией. Это, скорее, косметическая мера, призванная облегчить обращение наличных денег и повысить доверие населения к национальной валюте на психологическом уровне.

Рубль будет соответствовать доллару или евро

Исторические примеры других государств показывают, что деноминация может иметь ограниченный, но позитивный эффект, если сопровождается продуманной макроэкономической политикой. Так, в России в 1998 году была проведена деноминация рубля в соотношении 1000:1. Основная цель состояла в упрощении бухгалтерского учета, расчетов и укреплении имиджа национальной валюты после периода гиперинфляции 1990-х годов. Хотя сама деноминация не решила фундаментальных экономических проблем, она стала символическим шагом в сторону финансовой стабилизации и предваряла реформы, направленные на консолидацию бюджета и укрепление банковской системы. В сочетании с последующими мерами (в том числе налоговой реформой и ростом нефтяных доходов) это способствовало восстановлению доверия к рублю и финансовому оздоровлению страны, отметил Ибрагимов.

Аналогичный пример демонстрирует Белоруссия, где в 2016 году была проведена деноминация белорусского рубля в «иранском соотношении» 10 000:1. Эта мера позволила сократить избыточное количество нулей на денежных купюрах, упростить расчеты и модернизировать денежное обращение в преддверии перехода к более устойчивой денежно-кредитной политике. Однако, как и в случае с Ираном, деноминация не решила структурных проблем белорусской экономики, связанных с зависимостью от внешней конъюнктуры и низкой диверсификацией производства. Тем не менее она улучшила восприятие национальной валюты, сделала финансовую систему более удобной и повысила прозрачность бухгалтерских операций.

«Таким образом, деноминация риала в Иране, если она будет реализована, станет скорее техническим и психологическим шагом, нежели инструментом глубокой экономической трансформации, — считает Ибрагимов. — Она может упростить денежное обращение, снизить издержки при расчетах и укрепить национальное самосознание, но без комплексных реформ в области бюджетной, валютной и промышленной политики она не приведет к кардинальным изменениям в экономике». Опыт России и Белоруссии ясно показывает, что успех деноминации зависит не от самого обмена денежных знаков, а от способности государства устранить фундаментальные причины инфляции и девальвации, обеспечив устойчивый экономический рост, подчеркнул эксперт.

Поскольку у России и Ирана в настоящее время много общего — например, обе страны находятся под сильным давлением санкций, — то имеются эксперты, которые считают опыт исламской республики полезным и для нашей страны. Так, по мнению члена наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александра Разуваева, после завершения спецоперации на Украине и сокращения оборонных расходов, когда рубль получит прочную цифровую составляющую, наша страна тоже могла бы провести деноминацию, потому что наличный рубль — это важный государственный символ, а значит, номинал и внешний вид банкнот имеют не последнее значение. На обновленных рублях можно изобразить достойных деятелей отечественной истории и политики. Кроме того, если после деноминации российский рубль станет соответствовать примерно одному доллару или евро — двум мировым резервным валютам, — то это будет вызывать уважение к стране. Учитывая, что сегодня россияне очень мало пользуются наличными, то расходы на деноминацию в России окажутся не очень существенными, зато экономический и социальный эффект будет заметным. 

Источник