
Фото: Thomas Schneider/imageBROKER.com/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Все, кто боится восстания машин, могут выдыхать: у нас пока лишь 29 роботов на 100 тысяч работников. Таких цифр не хватит даже на то, чтобы «терминаторы» сколотили профсоюз. А вот что экономике реально грозит, так это нарастающий дефицит рабочей силы.
Как автоматизировать, роботизировать и вслед за этим неизбежно повысить производительность труда, во вторник депутаты обсуждали с вице-премьером Денисом Мантуровым. Вместе с ним в Госдуму на правительственный час приехали глава Минпромторга Антон Алиханов, новый министр транспорта Андрей Никитин, глава Минэка Максим Решетников и его коллега из Минстроя Ирек Файзуллин.
Но прежде чем начать разговор о машинах, способных человека заменить на рабочем месте, депутаты решили напомнить чиновникам о машинах, способных человека разорить.
– Что нас всех ждет? – депутат Мария Прусакова (КПРФ) буквально прижала правительственную ложу к стенке. Вопрос был, разумеется, про новые ставки утильсбора на автомобили.
Ответ Дениса Мантурова не то чтобы успокоил, но надежду определенную дал. Зампред правительства уже поручил Минпромторгу проработать вопрос отсрочки новых ставок. Они должны были начать работать с 1 ноября, но теперь их решено передвинуть на месяц. Автовладельцы, уже купившие машины, смогут растаможить их по старым тарифам.
– Я уверен, что мы найдем оптимальный вариант, и это всех должно удовлетворить с точки зрения главного вопроса, собственно, который звучал. Это те машины, которые находятся на либо таможенной очистке, либо находятся в транзите. Поэтому мы, естественно, не создадим сложности для населения, – заявил вице-премьер.
Что касается роботизации, то здесь правительство тоже ищет оптимальные варианты. Цели перед промышленностью президентом поставлены амбициозные: к 2030 году Россия должна войти в топ-25 стран по уровню автоматизации производства. Глава думского комитета по контролю Олег Морозов напомнил, что в цифрах это 145 роботов на 10 тысяч сотрудников.
– Мы понимаем, что целевые цифры соответствующих нацпроектов – это взлетная полоса. А взлет еще впереди. Уходят в прошлое времена, когда наличие на рынке труда избытка дешевой рабочей силы являлось конкурентным преимуществом. По данным Минтруда РФ, в ближайшие пять лет наиболее дефицитной позицией будут именно квалифицированные и высококвалифицированные рабочие. А потребности в специалистах по ИИ по некоторым оценкам в промышленности может достичь 2,2 млн человек, – ознакомил думцев со статистикой Морозов.
По его словам, более 40% опрошенных представителей бизнеса обнаруживают низкую мотивацию в роботизации, обосновывая её недостатком средств и отсутствием специалистов, которые будут этих роботов обслуживать и работать с их «мозгами».
– Важно преодолеть порочный круг, в котором низкий спрос на роботизацию и слабое предложение взаимно усиливают друг друга, – призвал глава контрольного комитета палаты.
Денис Мантуров роботизацию назвал сквозной темой для всех отраслей экономики и социальной сферы. Поднять темпы роста ВВП выше среднемировых значений без роботов тоже нельзя, уверен вице-премьер.
– Основополагающая роль здесь отводится обрабатывающей промышленности, которой надлежит к 2030 году нарастить объемы производства на 40% к уровню 2022 года и на четверть увеличить производительность труда, – сказал Мантуров. Результатом должно стать построение экономики высоких зарплат.
Чтобы этого достичь, главные отрасли придется перевести на новые технологические рельсы: это станки на отечественном ПО и промышленные роботы. Цель – войти в топ-25 стран с самой высокой плотностью роботов на душу работников «формирует новый вызов» перед теми, кто этих роботов должен произвести, а также требует формирования «новой производственной культуры», заметил замглавы кабмина.
– Чтобы выйти на заданные рубежи, нам необходимо до 2030 года внедрить в технологические процессы компаний около 80 тысяч промышленных роботов. Речь идет про сложные, гибкие и многофункциональные системы с интеграцией в них ИИ, машинного обучения и сенсорных технологий, – рассказал Мантуров. Пока же плотность роботов, по его словам, составляет 29 единиц на 10 тысяч человек. Причем 145 на 10 тысяч – это цель для частных компаний. Для корпораций с госучастием планка была директивно поднята еще выше – до 230 роботов на 10 тысяч сотрудников предприятия.
По словам главы Минпромторга Антона Алиханова, повысить производительность труда за счет внедрения роботов необходимо в оборонке, гражданском секторе и торговле. В рознице, кстати, сейчас заняты 8,8 млн человек – порядка 10% трудоспособного населения страны. Но магазины уже полным ходом внедряют новые технологии и заменяют привычные кассы на терминалы самообслуживания. На складах вовсю разъезжают роботы-погрузчики, а занятость в колл-центрах упала многократно. Радуют и аддитивные технологии: отечественные 3D-принтеры печатают даже из бетона и железа. Ну а в будущем мы сможем достичь показателей Китая, где два-три человека с помощью роботов в состоянии управлять огромным предприятием или складом, экономя на всем, включая освещение.
Однако какими бы темпами ни шагала по стране роботизация, проблемы аналоговой эпохи все равно не дают спать спокойно и отбрасывают в прошлое.
– От вас мы ждём эффективных предложений, проработанных, которые сделают жизнь людей лучше и повысят ответственность организаций в сфере коммунального хозяйства, – обратился Вячеслав Володин к главе Минстроя Иреку Файзуллину, – Сейчас очень много идёт обращений…Мы входим в отопительный сезон. Огромное количество жалоб на теплоснабжающие организации. Нам с вам надо сделать всё для того, чтобы повысить ответственность концессионеров, теплоснабжающих организаций, тех, кто отвечает за подключение. Холодно уже в домах. Страна огромная, у нас есть регионы, где минус на улице, а дома не подключены.