© CHROMORANGE / Bilderbox/chromorange/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Ранее Росстат опубликовал следующие данные по недельной инфляции: с 1 по 12 января — 1,26%; с 13 по 19 января — 0,45%; с 20 по 26 января — 0,20%, с 27 января по 2 февраля — 0,20%. Если их сложить, вычтя при этом два февральских дня, получим около 2% за прошлый месяц. Как так? Откуда тогда взялся общий индекс в 1,62%? Месячная инфляция у Росстата сильно меньше, чем сумма недельных. И ведь это отнюдь не абстрактные цифры: к уровню официальной инфляции привязаны параметры индексации социальных пособий, пенсий и зарплат бюджетникам!
При этом, если взять данные по динамике цен на отдельно взятый товар и услугу, они окажутся еще выше. В январе наиболее заметный вклад в общую инфляцию внесла плодоовощная продукция: огурцы подорожали на 32,7%, помидоры — на 18%, картофель — на 9,4%, виноград — на 8,9%, морковь — на 7,9%, капусту — на 7,2% свеклу — на 6,3%, лук — на 5,3%, яблоки — на 4,3%. А еще выросла в цене водка — на 7,2%, коньяк — на 3,3%.
В группе непродовольственных товаров отличились газеты (+5,3%), флеш-накопители USB (+4,7%), ювелирные изделия (+2,5%). Серьезно подорожали услуги правового характера: на удостоверение завещания у нотариуса — на 14,9%, на оформление доверенности — на 11,3%. Выросли цены на проезд в общественном транспорте: в поезде дальнего следования — на 9,4%, пригородной электричке — на 8,7%, метро — на 10,2%.
Каким же образом показатель месячной инфляции у Росстата вышел существенно меньше, чем сумма за четыре недели. Этот вопрос мы адресовали главному научному сотруднику Института экономики РАН Игорю Николаеву.
— Всё дело в разной выборке, — говорит собеседник «МК». — Данные по недельной инфляции рассчитываются по более узкому (около 100) перечню товаров, а по месячной — по расширенному. Разумеется, никакого автоматического суммирования показателей за неделю в методологии Росстата нет. Вместе с тем, несмотря на разную выборку, два показателя — месячной инфляции и условной суммы недельных — обычно бывают очень близки, различаясь буквально в сотые доли процента. А сейчас мы имеем расхождение в 0,38% всего за месяц. Это требует как минимум официального разъяснения.
А вообще, у нас расчеты недельной инфляции проводятся предельно аккуратно, в полном соответствии с международной методологией. Перечень товаров, торговые точки, населенные пункты, снимаемые ценовые показатели — всё это в высшей степени регламентировано и корректно, никакие отступления от установленного порядка не допускаются. Тем более странно выглядит цифра за месяц в 1,62%. Кстати, свои решения по ключевой ставке Банк России принимает на основании этой статистики, что делает её еще более значимой. Аналитики прогнозировали около 2%, и вдруг — такой «приятный» сюрприз.