Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Генпрокуратура потребовала изъять 100 объектов у главы Совета судей

Генпрокуратура потребовала изъять 100 объектов у главы Совета судей Генпрокуратура потребовала изъять 100 объектов у главы Совета судей Момотова Прокуратура выяснила, что один из наиболее высокопоставленных судей России Виктор Момотов получал вознаграждение от ОПГ «Покровские». По данным ведомства, глава совета судей является совладельцем гостиничного бизнеса на 9 млрд.

Виктор Момотов (Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости)

Генеральная прокуратура требует изъять почти 100 объектов недвижимости у председателя Совета судей Виктора Момотова, зарегистрированных на третьих лиц. Об этом РБК сообщили два источника, знакомых с текстом иска, поданного заместителем генерального прокурора в Останкинский суд Москвы.

Прокуратура потребовала изъять активы семьи создателя «Потаенной России»

Как рассказали собеседники РБК, прокуратура установила, что Момотов с 2010 года, будучи судьей, не соблюдал ограничения, предусмотренные антикоррупционным законодательством. Момотов занимал должности секретаря Пленума Верховного суда (с 2013 года), члена президиума ВС (с 2019-го) и главы Совета судей России (переизбран в 2022 году), что, по данным надзора, обеспечивало ему неограниченное влияние на судебную практику и кадровую политику нижестоящих судов.

Источники сообщили со ссылкой на материалы, что, по данным прокуратуры, Момотов для развития и приумножения собственного гостиничного бизнеса сотрудничал с организаторами ОПГ «Покровские» Аркадием Чебановым и Андреем Коровайко. Последние «сформировали активы за счет коррупционного использования власти, силовых захватов и вынесения неправосудных судебных актов».

За оказанные им услуги Момотов и владелец сети отелей Marton Андрей Марченко в 2010 году получили участок площадью 1 036 кв. м и два нежилых здания в Ростове-на-Дону, выяснила прокуратура. Затем там возвели десятиэтажную гостиницу «Marton Седова».

Момотов участвовал в развитии и приумножении гостиничного бизнеса, привлекая для этого доверенных лиц, в том числе мать, Нину Момотову, которая сменила фамилию на Ларянову. Под видом дарения ей была передана доля здания отеля «Мартон Пашковский», а последующие объекты недвижимости оформлялись на владельца сети отелей Marton Андрея Марченко и подконтрольных лиц. Фактически Момотов, по данным прокуратуры, продолжал владеть и управлять активами, используя номинальные сделки для обхода декларирования доходов и имущества.

Момотов помог Марченко легализовать в общей сложности 11 объектов недвижимости в судебном порядке, установило надзорное ведомство.  Объекты находятся в Краснодаре, Ростовской, Воронежской, Нижегородской областях. Таким образом активы, которые прокуратура считает совместными, удалось существенно нарастить: на Марченко и подконтрольных ему лиц были оформлены 44 земельных участка и 51 объект недвижимости, которые использовались для предоставления гостиничных услуг, размещения банных комплексов и кальянных.

На основе этих активов Момотов и Марченко создали сеть бизнес-отелей Marton, состоящую из 40 комплексов на территории Краснодарского края, Ростовской области, Волгограда, Воронежа, Калининграда, Нижнего Новгорода, Вологды и Москвы. Их общая стоимость превышает 9 млрд. руб. 

По данным Генпрокуратуры, Момотов использовал статус судьи для легализации недвижимости, защиты аффилированного бизнеса в судах и обхода контроля органов власти. Гостиницы вводились в эксплуатацию под видом индивидуальных жилых домов и с нарушением целевого назначения участков. При этом попытки местных властей оспорить нарушения пресекались на уровне судов, которые всегда становились на сторону Марченко.

Отдельно, сообщили источник РБК, знакомый с материалами иска, надзорное ведомство отмечает, что Момотов не отводил себя от дел, связанных с публикациями журналистов издания «Новые колеса», в которых освещалась нелегальная деятельность Марченко и матери Момотова. Он лично рассматривал такие жалобы, препятствуя защите прав журналистов, что, по мнению надзорного ведомства, свидетельствует об использовании Момотовым должности для личного обогащения. В ведомстве считают, что действия судьи и его партнеров подрывают доверие к судебной системе, нарушают законодательство и создают угрозу справедливости и стабильности правопорядка.

Несмотря на судейский статус Виктора Момотова, правовой иммунитет судьи не распространяется на гражданско-правовые последствия коррупционных правонарушений. Статья 235 ГК позволяет изымать имущество, приобретенное на незаконные доходы, а полномочия прокурора включают защиту общества и государства от коррупции.

Что известно об ОПГ «Покровские»

Андрей Коровайко, бывший инспектор аппарата полномочного представителя президента в Южном федеральном округе и его бизнес-партнер Аркадий Чебанов организовали преступную группу и, по версии следствия, занимались организацией вымогательств и рейдерскими захватами в интересах агропромышленного комплекса «Покровский», будучи его бенефициарами. В их преступной группировке участвовали адвокаты и сотрудники правоохранительных органов.

«Покровские» известны организацией уголовного преследования бывшей жены криминального авторитета, члена банды «Цапков» Вячеслава Цеповяза владелицы ООО «Слава Кубани» Натальи Стришней. Цеповяз переписал на жену активы стоимостью 1 миллиард рублей после приговора к лишению свободы в колонии строгого режима, и именно эти активы «Покровские» хотели захватить.

Также следствию стало известно о вымогательстве более 2 миллиардов рублей у владельцев агропредприятия в Ростовской области ЗАО СКВО в 2019 году.

За эти эпизоды были осуждены 5 участников преступной группы. Они получили от 8,5 до 13 лет лишения свободы.

В 2023 году Лабинский городской суд по иску Генпрокуратуры изъял у Коровайко и Чебанова активы комплекса «Покровский» общей стоимостью более 67,8 млрд рублей в пользу государства. Андрей Коровайко, так и Аркадий Чебанов находятся заграницей и объявлены в международный розыск.

В октябре 2023 года  суд удовлетворил иск генпрокуратуры об изъятии в пользу РФ имущества бенефициаров АО «Концерн «Покровский» Коровайко и Чебанова, а также связанных с ними физических и юридических лиц. Общая сумма активов оценивалась в более чем 500 млрд руб.

Читайте РБК в Telegram.

Источник