Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Чистая магия: каким запомнили лидера Shortparis Николая Комягина

Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

тестовый баннер под заглавное изображение

Вероятно у давних поклонников Shortparis новость о смерти Николая могла вызвать подозрение на очередной экстравагантной перформанс и намерение пощекотать нервы. Но если фантазия безгранична, то ресурс сердца, к сожалению, может закончиться гораздо раньше, чем принято ожидать. Николаю было всего тридцать девять, как артист он безусловно находился на пике формы и вместе с коллегами по группе успел оставить о себе яркие воспоминания.

Многим трудно представить, что чувствуют музыканты, которые пытаются плыть против течения, но наблюдать за такими, безусловно, интересно. Родившиеся в Новокузнецке Николай Комягин, Александр Ионин и Павел Лесников, возможно, и хотели реализовать себя в весьма привычном для музыкантов формате «будем сочинять песни, чтобы стать популярными», но на деле занимались больше идеями, чем словами и мелодиями. «Целое бьет деталь», — заявил Николай в одной из песен и это весьма внятное послание всем, кто не устает интересоваться у музыкантов, что они, собственно, имеют в виду.

В какой-то момент Новокузнецк (в интервью Комягин весьма изящно и не без сарказма назвал его культурно плоским городом, где стрельба и мордобой) стал не совсем тем местом, где музыканты могли рассчитывать на успех даже в андеграундном смысле слова, предлагая публике весьма парадоксальную смесь из альтернативы, джаза, шансона и иноязычных текстов.

На берегах Невы, несмотря на убежденность Комягина в том, что Петербург, как будто, навязывает людям взгляды на прекрасное исключительно его создателя, к чудакам и экспериментаторам все же относились с вежливым вниманием и в новых декорациях музыканты явно испытали прилив вдохновения. У Shortparis случилась очередная перезагрузка, которая привела участников группы к перфомансам, попыткам делать высказывания в духе совриска, к дадаизму, если угодно.

Довольно трудно разложить по логичным этапам превращение коллектива из компании затейников, которые устраивают концерт в продовольственном магазине, не отвлекая публику от покупок, в команду цепко ухватившую дух времени. Возможно, здесь не обошлось без магии, являющейся все же важной частью музыкального процесса, может быть группе просто повезло с материалом, который появился именно в свое время, но альбом «Так закалялась сталь» (2019) рванул как бомба.

Клип на песню «Страшно» из «Так закалялась сталь» стал жутковатым но весьма реалистичным отражением того, что многие чувствовали. Военная форма, спортивные костюмы, надписи на арабской вязи, намеки на теракт в школе, все эти кадры удивительным образом дополнили саму песню и превратили ее в саундтрек смутного времени, где говорящие головы в телевизоре, крики на протестных митингах, лютый нигилизм и недобрые предчувствия кого-то пугали, а кого-то вдохновляли.

С тех пор группа, используя самые разные музыкальные схемы, не расстается с репутацией арт-провокаторов и артистов, которым удается словно в зеркалах отражать жуткую специфику времени. Клипы для Shortparis не менее важны, чем музыка. В последнее время эта группа оставалась едва ли единственной командой относившейся к видео как к арт-манифестам, предлагая сложную постановку, не всегда очевидные символы и прочие, практически забытые, составляющие именно тех роликов, которые хочется досмотреть и, возможно, пересмотреть.

С кинематографической точки зрения Николай был идеальным фронтменом. Он мог держать на себе пристальное внимание, ярко отыгрывал эмоции, пугал и провоцировал, как и подобает настоящей рок-звезде. На память о Николае остались не только альбомы и клипы, но и роли в кино. Он играл Маяковского в сериале «Карамора» (2022) и так же получил главную роль в короткометражном фильме «Сложноподчиненное» (2019), показанном на одной из специальных программ Каннского кинофестиваля.

Разные таланты Комягина, к сожалению, не успели раскрыться так, как они заслуживают, но в этот печальный день о Николае можно многое вспомнить. Послушать музыку, звучащую как насмешка над модой, посмотреть клипы, что останутся с нами надолго. Те, кто успел увидеть Shortparis и Николая Комягина на сцене имеют шанс сохранить в сердце концерты, мощь которых сложно передать словами.

 

Источник