Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Маяки» Донбасса и других новых регионов показали в центре Москвы

тестовый баннер под заглавное изображение

Советский союз, когда Донбасс ощущался частью единой страны, распался давно. И поэтому, словно Куприну, передавшему в повести «Молох» дыхание Юзовского (то есть донецкого) металлургического завода, после присоединения к России ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, для тысяч людей открывать «новые регионы» приходится заново.

Прекрасно служит этой цели ретроспективная выставка Музея современной истории России, получившая название «От курганов до терриконов: маяки русского мира».

На входе посетителей действительно ждут созданные архитектором Алексеем Комовым маякоподобные конструкции, символизирующие две республики и две области. Но слово «маяки» буквально воспринимать не нужно. Речь, конечно же, о великих деятелях – Владимире Дале («Казаке Луганском»), Сергее Прокофьеве (родившемся в недавно освобожденном селе Сонцовка/Красное в ДНР), Сергее Бондарчуке (появившемся на свет в Херсонском уезде Российской Империи), Григории Чухрае (место рождения: Мелитополь, Запорожская область) и об Иосифе Кобзоне, уроженце Часов Яра под Донецком.

Интересно, учитывали ли создатели проекта спетое Лепсом и Чичериной стихотворение Влада Маленко «Русские маяки», в котором изложена аналогичная концепция:

Сквозь туман петроградский,
Всем дождям вопреки,
Видел в небе Вернадский
Русские Маяки!

В каждой секунде – веха.
Ставни открой, а там
Станиславский и Чехов,
Тютчев и Мандельштам…

(И далее дана связка людей и городов через перечисление: Владивосток, Выборг, Грозный, Таганрог, Новосибирск, Тула,

Керчь, Калининград и «Севастополь-Апостол»). Но в любом случае о Маленко, которым вполне могли вдохновляться создатели, на выставке не упоминают.

Зато там есть обширный пласт современной живописи о героях СВО: бойцы в форме армии России, обозначение «Z» на БТР и военных грузовиках (речь о картинах Василия Кураксы, Егора Смирнова и других авторов), стилизованные под советские плакаты в духе «Родина надежно защищена!» и «Подвигу наших отцов верны». Причем в том же зале выставили картину с Путиным, который едет в поезде и пьет чай (правда, почему-то из чашки, а не из культового стакана в подстаканнике).

Отмотаем выставку на два зала назад и увидим драматические страницы новейшей истории Донбасса: опаленные и пробитые осколками православные кресты из разрушенных обстрелами храмов. А также спасенное иноками в 2024-м году из огня Евангелие (экспонат передан из Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в Никольском, известного благодаря схиархимандриту Зосиме, главному «будителю» народа Донбасса).

О «промышленном» зале можно написать отдельную статью, но крупнейшие изображенные здесь объекты это, конечно же, возведенные силами всесоюзных строек Каховская ГЭС (ее мы видим на картине Сергея Федоровича Шишко) и запорожский Днепрогэс, который по итогам ВОВ один раз уже восстановили (об этом рассказывает полотно Исаака Лайзерова 1946 года).

В отличие от Днепрогэса, находящегося на российской, но неподконтрольной территории, Каховская гидроэлектростанция перешла под контроль нашей армии, о чем свидетельствует размещенная в одной из витрин «трофейная» пачка документов на украинском языке: приказы об отпусках персонала и прочее…

Остается упомянуть, что «иммерсивные» элементы на выставке также присутствуют. Так, трехчастная живописная панорама Донецка (Свято-Преображенский собор, памятник «Слава шахтерскому труду», библиотека Крупской, гостиница «Донбасс-Палас» и другие узнаваемые объекты) «озвучена» воем сирен и разрывами снарядов. Отблески «бахов» реалистично проецируются на полотно с помощью проектора. В сумме технические ухищрения создают неплохой эффект присутствия – у тех, кто жил в Донецке в 2014-м году, появляется желание лечь на землю и накрыть голову руками.

И да, если выбирать экспонат номер один, я проголосую за живописное полотно А.А. Крюкова «Саур-Могила». Знаменитая высота (курган поднимается на 278 метров над уровнем моря) в годы ВОВ стала местом кровопролитнейших боев с немецкими захватчиками, в 2014-м здесь ополченцы схлестнулись с армией Незалежной, пришедшей «усмирять» мятежный регион – и победили. По итогам боев обелиск воинам Красной армии сильно пострадал, теперь его уже восстановили, а картина отражает недавнее «фронтовое» состояние памятника. И тепло нарисованной на ней лампады можно ощутить почти тактильно, настолько хорошо художник справился со своей задачей.

Источник