
Кадр из фильма «Что происходит на земле». Пресс-служба фестиваля
тестовый баннер под заглавное изображение
Даниэле Чини – режиссер, сценарист, писатель, лауреат «Золотого глобуса»-2009 за неигровую ленту «Мы, живущие», продюсер с опытом работы не только в документалистике, но и на итальянских телеканалах, производящих разнообразный развлекательные программы и сериалы.
В 1990-х он делал репортажи по всему миру. Его короткометражки участвовали в официальной программе фестивалей в Венеции, Каннах, Турине. В его фильмографии – «Ирак после войны» (1991), «Факты и вымыслы» (1992), «Танос» (2007), «Дети-воины» (2013), «Голодные и глупые» (2015), «Лихорадка Дженнаро» (2019), «Мальчик с Льеса» (2021), «Тело и имя, случайные взгляды» (2023).
В 2003 году Даниэле Чини снял полнометражный игровой фильм «Последняя трапеза». Он также автор книг «Я, революция и папа», «Если это розы, они расцветут», «Родственные души».
Даниэле Чини в апреле представлял свой «Бродячий оркестр» на ММКФ и теперь приехал в Пермь, где получил приз зрительских симпатий и спецупоминание жюри за живое повествование и праздник музыки. На Урал он добирался больше суток, провел ночь в московском аэропорту. Его рейс отложили. И поскольку мест в гостинице не нашлось, пришлось спать на полу.
В Пермь Даниэле Чини привела любовь к Роберту Флаэрти, выдающемуся американскому режиссеру, основоположнику мировой документалистики, имя которого носит фестиваль. Его принципы он использует, создавая собственные фильмы. «Я стараюсь следовать заветам Роберта Флаэрти, наблюдать за реальностью, одновременно ее поэтизируя», – признался Даниэле. Фильм низкобюджетный, но глядя на экран, никогда и не подумаешь об этом.

Кадр из фильма «Бродячий оркестр». Пресс-служба фестиваля
Его «Бродячий оркестр» рассказывает о музыкальной банде небольшого городка, руководит которой трубач Чезаре дель Анна.
«Для меня это были очень эмоциональные съемки, – рассказывает Даниэле Чини. – Это история человека, любящего свою землю, впитавшего культуру и ритмы, привнесенные в Апулию эмигрантами. Чезаре очень витальный, но и саморазрушительный. Его жизнь полна противоречий.
Мы встретились с ним в Саленто, городе, расположенном в середине итальянского «каблука». Я попал на его сумасшедший концерт и был очарован Чезаре, подошел к нему и сказал, что хотел бы его поснимать. Он был усталым в тот момент и как-то неопределенно отреагировал на мое предложение. Сначала мы сняли маленький документальный фильм для телевидения, а потом решили продолжить работу и сделать полнометражную картину.
Чезаре живет в таком месте, куда после войны многие сбежали и принесли с собой свою музыку, которая стала постепенно проникать в итальянскую музыку. Балканские мотивы вы могли почувствовать в композициях моего героя».
Российские зрители тут же уловили в них сходство с мелодиями, звучащими в фильмах Кустурицы. На что Даниэле Чини заметил, что Эмира Кустурицу и его постоянного композитора Горона Бреговича там тоже знают, но их музыка не стала поп-культурой, не ушла в народ.
Есть в «Бродячем оркестре» фантастические кадры, где главный герой погружается под воду со своей трубой. Они уводят документальную картину из строгих рамок, придают ей нечто инфернальное.
Это одни из немногих постановочных кадров, которые кто-то считает в неигровом кино недопустимыми. «Идея запустить Чезаре под воду связана с желанием показать, что он не хочет быть в потоке, – комментирует Даниэле Чини. И хотя поп-звезды зовут его в свои концерты, он предпочитает оставаться под водой, быть незамеченным. Я предложил ему: «Давай я тебя брошу в воду, раз уж ты такой». Чезаре сначала был не доволен этой идеей, но потом был счастлив. Во время съемок мы проделали с ним это 20 раз. День выдался нервный».
Вторая итальянская конкурсная картина «Что происходит на земле» снята в копродукции с Германией. Ее режиссер и оператор Микеле Чинкве впервые приехал в Россию и считает, что культурные контакты не следует обрывать. Они могут быть спасительными. На «Флаэртиане» состоялась российская премьера фильма. Приехав в Пермь, Микеле сразу обратил внимание на то, что символ города – медведь. В своем фильме режиссер рассказывает о противостоянии человека и волка.
Микеле – выпускник факультета философии Римского университета Ла Сапиенца, автор документальных фильмов и телесериалов, отмеченных на фестивалях в Венеции, Милане, Новом Орлеане. Сейчас он работает креативным продюсером и соавтором сценария художественного фильма производства Netflix, вдохновленного его картиной «Ювента».
В фильме «Что происходит на земле» режиссер рассказывает историю семьи итальянских ковбоев, и как они сопротивляются опустыниванию земель, разводят крупный рогатый скот, защищают его от волков, понимая, что хищники – часть дикой природы, которая и сама нуждается в заботе.
. «Мой фильм очень похож на вестерн, но снимался в 50 км от Рима, – рассказывает Микеле Чинкве. – Герои живут в часе езды от моего города, что облегчало мои задачи. С ними я провел два года. Обычно ты год снимаешь людей, а весь отснятый материал выкидываешь. Требуется время для того, чтобы герои перестали тебя замечать. Только тогда рождается фильм.
Я воспринимаю свою картину, как шанс воссоединения с дикой природой, напоминающей нам о том, кто мы такие. Маленькая девочка в фильме спрашивает у родителей: «Люди – это тоже животные?» И это самое большое счастье. Мне была интересна дикая природа, экологичные способы, позволяющие противостоять изменению климата. Мои герои не продают мясо, они продают телят. А познакомился я с ними через друга, который тоже занимается экологичным сельским хозяйством. Он даже стал продюсером нашего фильма.
Вы заметили, что я использовал ночные камеры для съемки волков, приходивших на ранчо? Был момент, когда мы хотели задействовать муляжи, поскольку настоящие волки как будто появлялись, но в тоже время оставались невидимыми. Волки иногда так близко подбирались к камере. И это такое неповторимое ощущение, когда ты смотришь, что же камера сняла за ночь».
Принято считать, что ковбои живут только в Америке. Микеле Чинкве рассказывает о том, что есть они и в Италии, более того, существуют там еще до появления в Америке. Есть легенда, согласно которой, американский ковбой, приехав к итальянским собратьям, проиграл им в состязании.
Главный герой 20 лет прожил на ранчо в Америке, стал там чемпионом по лассо, а потом вернулся на родину. Он владеет навыками и американских ковбоев, и своих предков.
Фильм снимался в заболоченной местности, и чтобы пасти коров, приходиться садиться на лошадей. «Как я снимал? Иногда ехал на лошади или же рядом с героями на маленьком грузовичке со своей камерой, – рассказывает Микеле. – За день до падения с Франчески (так зовут героиню фильма, жену и маму девочки – С.Х.) с лошади, я и сам с нее свалился, но продолжал снимать. Когда ты – режиссер низкобюджетного кино, приходится прибегать к самым сумасшедшим уловкам. Мы, например, натренировали несколько лошадей так, чтобы они выдерживали не только меня, но и мое оборудование, и чтобы меня не часто скидывали».