Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Невеселые картинки: за что ругают сериал «Враг у ворот»

тестовый баннер под заглавное изображение

Главный герой сериала — капитан милиции, попавший под беспощадную машину сталинских репрессий. От расстрела его спасает лишь необходимость вернуться на службу. Немецкие войска всего в нескольких десятках километров от Москвы, в городе действуют диверсанты, а возможностей у МУРа противостоять им совсем немного, прежде всего из-за кризиса кадров. Несправедливо осужденного офицера возвращают в ряды милиции, где он начинает настоящее сражение за закон и порядок и еще получает шанс вытащить из-за решетки жену. Главным же противником становится таинственный диверсант, который планирует покушение на Сталина.

С первых же кадров становится понятно, что «Враг у ворот» (кстати, под таким же названием в 2001 году в российский прокат вышел фильм Жан-Жака Анно, где Джуд Ло и Эд Харрис устраивают снайперскую дуэль на руинах Сталинграда) — не просто ретродетектив. Создатели сериала были явно вдохновлены комиксами, поэтому герои время от времени выдают театральные жесты, их лица иногда похожи на суровые маски, действие часто происходит в темных помещениях и довольно странных декорациях.

«Я не узнал свой родной город», — обреченно произносит герой Александра Новина (актер играет того самого вернувшегося из застенков НКВД капитана МУРа), когда снова оказывается на московских улицах. И Москва действительно представлена в кадре предельно странно. Создатели сериала заявляют, что все это не только их фантазия: ради защиты столицы от налетов авиации на московских улицах в начале войны были созданы фальшь-объекты и всякие визуальные ловушки, изменившие облик города с целью дезориентировать пилотов немецких бомбардировщиков.

В результате Москва выглядит будто вывернутой наизнанку, и первая ассоциация — конечно же, Готем-сити, как еще один «герой» комиксов. На улицах такого сюрреалистического города случаются лихо поставленные перестрелки и аварии, диверсант изучает муровца через оптический прицел, флешбэки иногда сбивают с толку, но добавляют стиля. В общем, все сделано будто специально для того, чтобы позлить тех, кто воспринимает кинореставрацию другой эпохи как урок истории.

Горой стоящие за правду, конечно, стали возмущаться. Что за картинка, что за игра и почему с женами Сталина произошла некоторая путаница? Вряд ли имеет смысл воспринимать хейтеров слишком серьезно — этой публике, в принципе, очень трудно понравиться. Однако вопрос "Как же все-таки нужно показывать события тех лет — старательно стилизовать картинку под военную хронику или самовыражаться всеми доступными способами?" по-прежнему нервирует и обычную публику, и критиков.

Комиксы и все, что с ними связано, начали адаптировать под местные реалии относительно недавно, но продюсеры видят в такой подаче большой потенциал. На вопрос «Зачем?» они, как правило, говорят о необходимости общаться на скрепные темы понятным молодежи языком, вовлекая таким образом интернет-поколение в исторический ликбез, каким его теперь принято представлять. Возможно, для кого-то здесь даже есть логика, хотя очень трудно вообразить, как молодежь прилипает к телевизорам в промежутке между программой «Время» и «Большой игрой» в намерении увидеть что-то для нее близкое и понятное.

Конечно же, это не означает, что военные фильмы нужно снимать только по определенным лекалам (хотя именно это обычно и происходит), да и федеральная аудитория не всегда похожа на монолитные ряды ретроградов (хотя именно так иногда и кажется). Все-таки сериалы должны время от времени, для разнообразия, удивлять. И «Враг у ворот» для многих стал таким удивлением.

Но что-то было вполне ожидаемо. Например, из Филиппа Янковского снова получился образцово-показательный злодей. Хотя бы где-то есть радующая стабильность.

Источник