Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Новая кинореальность: переходим на китайский и фарси

Кадр из фильма-победителя «Незнакомцы, которых мы встречаем» предоставлен пресс-службой фестиваля

тестовый баннер под заглавное изображение

Благовещенск, где уже третье десятилетие проходит фестиваль,  отделяет от Китая всего 750 метров речного пространства.  Садишься на теплоход,  за 15 минут пересекаешь Амур и попадаешь в соседний город Хэйхэ, где совсем другая жизнь. 

Гоули Джан, получивший главную награду, – популярный китайский актер  старшего поколения,  режиссер, продюсер, обладатель множества национальных наград с удивительными  названиями – «Цветение сливы», «Магнолия», «Сотня цветов», «Летящее небо», лауреат национальной премии КНР  «Золотой петух» и  Каирского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. 

Его фильм  «Незнакомцы, которых мы встречаем» основан на реальной и в тоже время невероятной истории девушки-убийцы в  свадебном платье. Главный герой выходит из тюрьмы, встречает молодую  и красивую женщину. У каждого из них абсолютно разные намерения, которые подкорректирует жизнь. 

Еще одна картина из Китая «По течению» отмечена жюри во главе с продюсером Алексеем Рязанцевым за режиссуру. Ее получил дебютант в полнометражном кино Чарльз Ху, приезжавший в Благовещенск  из Тайваня. На протяжении пяти лет он снимал свой первый фильм в родном городе, интонации которого хорошо чувствует. Главный герой – молодой машинист поезда с незаживающей душевной раной. Однажды, когда он был подростком, его отец ушел в неизвестном направлении и больше не вернулся к семье. Причина –  почувствовал, что находясь в поезде, никуда не движется.  

Впервые китайские картины участвовали в конкурсе, а не в факультативных программах, и это сразу, как и наличие других зарубежных фильмов, подняло фестиваль на новый уровень. В состав жюри  входила продюсер из Китая Эстер Ли. Летом она  побывала на сочинском кинофоруме «Евразия», познакомилась там с индийским режиссером Сиддхарта Джатла. Теперь они вместе снимают кино в Камбодже. 

Эстер Ли рассказала, что сейчас разрабатывается российско-китайский проект «Черный шелк» о Гражданской войне, который станет продолжением имевшего прокат в Китае и  России  «Красного шелка».  

Однако «трудностей перевода» все еще много между нашими странами. Во время разговора с зарубежными гостями фестиваля продюсер и основатель «Амурской осени» Сергей Новожилов поделился своим опытом работы в Китае пятилетней давности. Два года ушло только на согласование сценария, хотя Сергей Новожилов – опытный игрок, больше двадцати лет он сотрудничает с китайскими партнерами в области кино. Финансирование у его проекта было полностью китайское, и работали на нем российский сорежиссер и российские актеры. В итоге пришлось кардинально переписать сценарий и запастись терпением. Тем не менее, режиссер Полина Ольденбург, победительница прошлых лет,  прямо из Благовещенска отправилась в Харбин с небольшой и мобильной съемочной группой снимать новый фильм. 

Актерские награды «Амурской осени» нынешнего года получили казахстанский актер Ержан Нурымбет за «Ароматное сердце» Максима Кодарова и Айсанат Эдигеева из Кыргызстана, сыгравшая в «Пламени» Радика Эшимова. Ержана российские зрители знают по недавней «Ласточке» Малики Мухамеджан. 

Ержан Нурымбет в фильме «Ароматное сердце». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В «Ароматном сердце» его не сразу узнаешь. Роль агрессивного и пьющего героя, только-только освободившегося из мест лишения свободы и получившего донорское сердце, принадлежавшее учителю начальных классов, преобразила актера. Вручая награду, член жюри, актриса питерского Театра им. Комиссаржевской Анна Вартаньян неожиданно заявила, что давно не видела такой мужской харизмы и энергии на экране.  Несмотря на то, что актер он действительно отменный, слышать слова о том, что в последние годы ничего подобного не было в кино, это явное преувеличение. 

Айсанат Эдигеева сыграла в «Пламени» («Огонь») Радика Эшимова три роли, вернее три ипостаси одной героини, молодой женщины, потерявшей ребенка. Она – то жертва, то самая настоящая фурия в зависимости от того, чьими глазами мы смотрим на происходящее. У свекрови – одна версия, у соседа – другая, но есть и третья.

Фильм уже был показан на кинофестивале в Монреале, получил там спецупоминание жюри, а также премию Ассоциации критиков Квебека. Мужа сыграл реальный спутник жизни Айсанат, популярный кыргызский актер Омурбек Исраилов. Об их свадьбе писали все издания Центральной Азии, а интернет переполнен кадрами счастливого события. Они оба – очень популярные и любимые актеры, и очень хорошие.   

Герой Омурбека тоже выглядит и как жертва, и как домашний тиран, и опять правда в глазах смотрящего. Этот прием называют эффектом «Расёмон». Он связан с одноименным  фильмом Акиры Куросавы 1950 года, где  герои, участвующие в одном и том же событии,  воспринимают его по-разному и  дают субъективные оценки, иногда диаметрально противоположные. 

В Кыргызстане «Пламя» произвело небывалый резонанс, как рассказали нам кинематографисты из Бишека. Интересно, что Радик Эшимов вышел из КВН, окончил технический университет, работал репортером и ведущим на телевидении, начинал в комедийных проектов и теперь создал такую яркую и глубокую картину, которая явно заслуживала не только актерской награды.

«Темная материя» независимого иранского режиссера Карим Лакзаде была показана на фестивале в Карловых Варах, в Благовещенске отмечена за лучший сценарий, написанный самим режиссером. Это история о молодых людях, которые не прошли кастинг, оказались за бортом большого и желанного кинопроекта, и теперь сами снимают кино. В помощь им – метеорит. У этой черно-белой картины с редкими вкраплениями цвета яркое визуальное решение, утонченный стиль, отсылающий к киноклассике 1960-х. 

Кадр из фильма «Дежурный врач» предоставлен пресс-службой фестиваля

Еще один иранский независимый фильм, 10-минутный «Дежурный врач»  Судабе Камрани из короткометражного  конкурса отмечен призом Гильдии киноведов и кинокритиков.   Судабе Камрани – режиссёр, художник, дизайнер. В ее фильмографии – не только игровые фильмы, но и анимационный. «Дежурный врач» – на первый взгляд будничная и социальная история, которая становится чем-то невероятным. На прием к гинекологу приходит 19-летняя девушка, которой откажут в аборте, и она осыпется осенней листвой, прорастет стеблями и веревками. Это один из самых неожиданных фильмов по визуальному решению.  

Режиссер Судабе Камрани из Ирана.

За операторскую работу отмечен Руслан Рубаев из Владикавказа, нетривиально снявший «Охотника» Заура Цогоева, прежде работавшего в документальном кино. Идея фильма без диалогов принадлежит сценаристу и продюсеру Людвигу Джиоеву. Главного героя, подстрелившего священного оленя и попавшего под камнепад высоко в горах, что воспринимается как отмщение, сыграл актер и наездник Казбек Багаев из Северо-Осетинского конного театра «Нарты».

Лучшим короткометражным фильмом стал «№1158» выпускницы ВГИКа Наталии Акимочкиной о подростке, подвергавшемся унижениям и порке со стороны деспотичного отца. Но вот глава семьи, еще молодой и мужчина, внезапно уходит из жизни, и его сын на поминках не может ничего сказать. Картины испытанных страданий накрывают его с головой. 

Это не единственная картина, связанная с темой домашнего насилия. В основном конкурсе участвовала независимая картина «Шла Саша» Юли Войтюк, героиня которой бежит в никуда от издевательств мужа. Хотя мы уже знаем, благодаря китайской картине, что человек может отправиться в неизвестном направлении по причинам совсем другого толка. А здесь Саша прячется в мусорном баке, путешествует на попутках, едет на край земли, олицетворением которого стала Териберка. На своем пути она встретит немало людей,  вселяющих веру в жизнь своей готовностью помочь чужому и  оказавшемуся в беде человеку. Но это скорее напоминает бегство от самой себя, своих неразрешимых внутренних проблем, нежели от насильника. 

Кадр из фильма «Лестница Лули» предоставлен пресс-службой фестиваля

«Лестница Лули» Кристиана Саласа из Аргентины получила приз прессы. В титрах указано: «Посвящается тем, кто путешествует со своими сокровищами». Начинается фильм как история девочки Лули, которая ходит в школу, фантазирует, путешествует во времени и пространстве, но финал все перевернет в картине мира,  выстраивающейся в голове  зрителя. 

В фестивале в основном участвовали молодые режиссеры, много было дебютантов. Так что обратившийся к молодежи патриарх Александр Адабашьян со словами «Поднимите руку, кому больше 80-ти?», вызвал бурную реакцию юных коллег. Но на фестивале при этом удерживали возрастное равновесие,  не обидев никого, как это часто случается на молодых кинофорумах. 

Поразило и то, сколько людей приходят в кино из самых разных сфер. Кто-то из молодых режиссеров, например, работает в посольстве. Маркетолог одного из банков  Таджикистана недавно и представить не мог, что будет снимать кино. Впервые он сделал четырехминутный фильм после пятидневной кинолаборатории, представил его на сочинской «Евразии» и теперь приехал в Благовещенск, где открыл в себе еще и талант переводчика. В ходе одной из дискуссий он подхватил диалог и помог  иранским кинематографистам войти в него, благо говорят они  почти на одном языке. Таких маленьких открытий в бурном интернациональном потоке фестиваля было немало, и это его большой козырь. 

Источник