Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Новая выставка в ГИМе раскрывает Николая I как идеального самодержца

Военная униформа императорской семьи

тестовый баннер под заглавное изображение

Новая выставка в ГИМе привлекает внимание прежде всего своим названием — тут не прогадали. Сразу хочется возразить: «Да как же? Не бывает идеальных самодержцев!» И тут мы будем правы. Но в этот заголовок была заложена одна из кураторских идей: раскрыть императора, чье 200-летие со дня восшествия на престол мы отмечаем в этом году, как самодержца, который стремился к идеалу абсолютно во всем, он даже умер, как положено. Свою жизнь он подчинил этому стремлению целиком — и политическую, и семейную — всю. И во многих экспонатах эта идея отчетливо прослеживается.

— Почему идеальный самодержец? Потому что он действительно верил в самодержавие как в форму правления, в отличие, например, от своего брата Александра I, — поясняет в разговоре с «МК» куратор выставки Татьяна Петрова, старший научный сотрудник ГИМ. — Александра Павловича, несмотря на его заслуги, несмотря на победу над Наполеоном, было бы странно называть идеальным самодержцем, потому что в юности он был в душе республиканцем, в дальнейшем — в душе — конституционным монархом, именно поэтому и возникла легенда о том, что он не умер на самом деле, а стал старцем Федором Кузьмичом. Про Николая I так нельзя было сказать, потому что он всегда был человеком на посту, который по определению не мог его покинуть. Только вместе со смертью его служение могло завершиться.

Вторая идея экспозиции — показать императора Николая I не только как государя, но и как человека. Для воплощения этой идеи в жизнь здесь подключили архитектора Анастасию Мохову, которая необычно распорядилась пространством. В «сердцевине» выставочного зала — внутренняя политика, из нее есть выход по лестнице наверх, где на втором этаже повествуют о внешней политике. А вокруг политической жизни расположили памятники, связанные с личностью самого императора. Важно сразу понимать, что жизнь семейная, если ты император, никогда не может быть частной:

— Это тоже всегда некое позиционирование себя, — комментирует Татьяна Петрова, —  и то, как Николай I выстраивал свой семейный идеал, идеал уютного семейного гнездышка, это был еще и пример для подданных, а не только радость для него самого и для всех его близких. И его семья тоже была неким примером служения. 

Пожалуй, самый трогательный раздел здесь связан с детством. С него мы и начинаем осмотр. Западают в душу письма великих князей Николая и Михаила Павловичей к императрице Марии Федоровне:

Любезная Маминька

Пожалуйте приезжайте скорее к нам, мы скучаем об вас.

Николай

Да, Маминька! Ето все правда.

Михаил

9 сентября 1803 года. Павловск

Старательно выведено и другое послание, от 30 августа 1804 года — Николаю тогда восемь лет:

Любезная Маминька!

Я очень нещастливым себя почитаю, что ВЫ изволили уехать недовольны мною. Цалуя ВАШИ ручки, осмеливаюсь просить прощения с твердым намерением исправиться. Мы с братцами, слава Богу, здоров; но я не могу быть покоен не получа ВАШЕГО прощения. Поздравляем ВАС и Братца с праздником.

Николай

Михаил

Письма говорят сами за себя: орфография будущего самодержца оставляет желать лучшего, но в то же время из содержания письма мы видим, что он стремится исправиться (хотя речь, конечно, не об учебе, скорее всего, но тем не менее текст показательный).

Письма Николая и Михаила к Маменьке

Любопытный стенд в семейном разделе показывает военную униформу. Для Николая I служение воплощалось в том числе и этом аспекте. Не он вводит традицию облачения императорских детей в мундиры, но именно он относился к этому с особенным трепетом и дольше всех Романовых шел в почитании мундира. Помимо кавалергардского мундира Николая Павловича, черкески наследника, старшего сына Александра Николаевича, мундира внука императора Алексея Александровича здесь есть и женский гусарский мундир, кивер, хлыстик из слоновой кости и сапожки! Девочек в императорской семье это тоже не обошло стороной. Свою среднюю дочь Ольгу Николаевну император делает шефом Елизаветградского гусарского полка — почетная позиция! Но не связанная с действиями на поле боя: женщины-шефы занимались благотворительностью.

— В один из своих дней рождения Ольга Николаевна получает от отца подарок, о котором трогательно пишет в своих мемуарах «Сон юности», — поясняет Татьяна Петрова. — Она была в восторге, но при этом умудрилась поспорить с отцом, потому что он хотел, чтобы дочь облачилась в гусарские брюки-чикчиры, а она настояла на том, что будет в юбке. 

К идеалу Николай I стремился даже в смерти. Его отец умер в результате дворцового переворота, старший брат — как странник, путник, в дороге. Николай I уходит из жизни дома, в окружении семьи, успев со всеми проститься, дать всем наставления. Он исповедался и причастился, выполнив свой христианский долг, и передал государство в руки наследника. Смерти государя посвящены особые памятники, где ярчайшим экспонатом, пожалуй, является кровать, на которой скончался император. Она тоже непростая: всю жизнь он приучал себя к военной выправке, что проявлялось не только в ношении мундира. Спал Николай Павлович на военной походной кровати, а на смертном одре лежал, укрывшись военной шинелью. 

Кровать, на которой умер Николай I

Среди экспонатов многие экспонируются впервые: автограф гимна «Боже, царя храни» — именно по инициативе Николая I появился гимн с нашей музыкой, заменившей британскую. План расположения и перемещений войск гвардейского корпуса 14 декабря 1825 года, о существовании которого многие опытные историки и не подозревали, тоже впервые представлен широкой публике. Забавная мемориальная табличка о посещении Николаем I магазина — увы, история умалчивает, какого именно.

— Он зашел туда буквально на полчаса, но владельцы заказали мемориальную табличку об этом событии, — объясняет куратор Татьяна Петрова, — Видимо, это использовалось как реклама.

«Константиновский» рубль представлен публике не впервые, но возможность его увидеть уникальна: его ценность чрезвычайно высока, так что не всегда решаются выставить этот раритет. Эта монета — одна из редчайших, она была отчеканена в период с 19 ноября по 4 декабря 1825 года, когда государственные учреждения принесли присягу великому князю Константину. Когда на престол взошел Николай I, чеканка «константиновского» рубля была засекречена. В музейных собраниях таких монет лишь две — в ГИМе и в Государственном Эрмитаже.

Константиновский рубль

Источник