
Фото: Пресс-служба Музея А.Н. Скрябина
тестовый баннер под заглавное изображение
Пожалуй, один из лучших способов отпраздновать день рождения музея — открыть выставку. На этот раз главными героинями экспозиции стали его женщины. Александр Николаевич был женат дважды, за ним не водилось репутации повесы и дамского угодника, хотя и у него были свои приключения на любовном фронте. Однако выставка не об этом.
Говорят, что часто сила мужчины в его женщине. Со Скрябиным было именно так — тетушка, супруги и дочери приложили немало усилий, чтобы его имя гремело на весь мир и по сей день. Благодаря его дочери от первого брака Марии, некогда научной сотруднице музея, была создана уникальная лаборатория с Экспериментальной студией электронной музыки и светомузыкальный овальный зал. В студии занимались такие будущие музыкальные мэтры как Эдуард Артемьев, Альфред Шнитке, Софья Губайдулина, Эдисон Денисов, Владимир Мартынов…
Для экспозиции подобрали лучшие портреты женщин Скрябина, а также их личные вещи из фондов музея, создав фотоальбом прекрасных дам семьи композитора.
Бабушка, мама и тетушка. Любовь Петровна, мама композитора, была дамой одаренной, окончила Санкт-Петербургскую консерваторию с серебряной медалью, ученической «внучкой» Бетховена, много концертировала, но рано ушла из жизни в 24 года от обострения туберкулеза. О матери Александр Николаевич помнил всю свою жизнь. Своей супруге Татьяне Федоровне он адресовал письмо после посещения могилы матери: «Только что вернулся с маминой могилы и прежде всего, моя любимая, маленькая, хотел бы поделиться овладевшим мной сложным чувством. Сложным и для меня новым. Но как? Рассказать о нём нельзя. Хотелось бы передать иначе. Я жалею, что ты не знала точно часа моего пребывания на кладбище, тогда я уверен, ты просто увидела бы всё то, что я пережил на дорогой могиле».
Воспитание Шуриньки легло на хрупкие плечи 20-летней тетушки, заботилась о племяннике Любовь Александровна Скрябина. После смерти композитора, когда его квартира стала музеем, она стала хранительницей и во многом благодаря ей фонды музея значительно пополнились. Любовь Александровна не обзавелась своей семьей, посвятив всю себя воспитанию племянника. Воспитывать внука ей помогала бабушка композитора Елизавета Ивановна, знаменитая своей благотворительной деятельностью в Москве.
Супруги. Скрябин был женат дважды, первой супругой стала Вера Ивановна Исакович, пианистка, невероятная красавица, дама элегантная, утонченная, золотая медалистка Московской консерватории. Исполнительница одаренная, что отмечали критики: «Ее исполнительская индивидуальность удивительно симпатична: это — очень музыкальная и очень умная пианистка». Ее стараниями известность приобрела симфоническая поэма «Прометей» Скрябина. Вера Ивановна устроила премьеру сочинения в Европе, где исполнили также партию света.

Марина Александровна. Фото: Пресс-служба Музея А.Н. Скрябина
Вера подарила мужу четверо детей. Римма (Руша), первая дочь, ушла из жизни в возрасте семи лет. Смерть любимицы композитора потрясла глубочайше, современники писали, что на похоронах он горько рыдал над могилой дочери.
Танюка, Татьяна Шлецер — вторая супруга композитора. Встреча с ней принесла в жизнь Александра Николаевича творческий подъем, гастроли… Когда муж умер, она старалась сохранить все, что было связано с его именем — сделала опись трех комнат со всеми предметами, и, кстати, при ее активнейшем участии 10 октября 1918 года в газете «Известия ВЦИК» был опубликован Декрет «О регистрации, приёме на учёт и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Документ является «свидетельством о рождении» нового музея, который спустя 107 лет продолжает свою работу и собирает вместе поклонников Скрябина.
Стрекоза и Кукла. Глубокие фотографические портреты дочерей композитора от второго брака. Ариадна, или Стрекоза, как ее ласково звали домашние, невероятная красавица с пронзительным и печальным взглядом прожила короткую яркую жизнь. В детстве эмигрировала с бабушкой и младшей сестрой Мариной во Францию. Вышла замуж за французского поэта-сопротивленца Довида Кнута, прошла гиюр, приняла иудаизм. Своему супругу она была верной, преданной спутницей, поддерживала его во всем. В году Второй мировой Ариадна, а точнее уже Сарра, была среди сопротивленцев и в 1944 году погибла во время перестрелки.
Младшая дочь Марина изучала музыку, занималась искусствоведением. Кстати, благодаря ее воспоминаниям мы знаем о трогательных прозвищах, которые отец дал своим детям: «Отец придумал для нас всех ласковые имена. Ариадна была «Стрекоза». Ей это очень подходило, хотя я не могу объяснить, почему именно. Была ли причиной живость и возбужденность, которые делали ее похожей на прекрасное насекомое с блестящими голубыми крылышками, танцующее над водой в летние дни? Наконец, я — малышка, не могла называться никак иначе, как «Куколка». Миниатюрная, наряженная в крахмальное платьице с английской вышивкой, я должна была, в самом деле, походить на эту игрушку, тем более что, привыкшая к своей роли быть самой младшей, я легко приноравливалась к требованиям взрослых и любила, когда меня брали на руки и ласкали».