Пабло Пикассо. Собака Лумп. Фото: Дэвид Дуглас Дункан
тестовый баннер под заглавное изображение
Царский кот, Гиляровский, спасающий бродячих собак, как Шостакович спасался от агрессивного петуха и странная история таксы Пикассо — в нашем материале.
Кот Алексеевич Романов
В Национальной библиотеке Франции хранится удивительная гравюра, о существовании которой большинство из нас даже не подозревает. «Подлинный портрет кота великого князя Московии» 1663 года — работа чешского художника Вацлава Холлара — единственный подобный образец в истории искусств, считается, что этот портрет — самое раннее изображение домашней кошки на гравюре в России. А изображен на нем любимец самого царя Алексея Михайловича Романова. Имени пушистика история не сохранила, но зато до нас дошел его умилительный старинный портрет. Примечательно, что тогда в России подобных живописных образцов, настолько реалистичных, было довольно мало, а если и выполнялись чьи-то портреты, то это уж точно не были животные, да и сам портрет в современном его понимании распространен не был — тогда предпочтение отдавали парсуне, раннему жанру портрета, характерному для России в том числе в эпоху Алексея Михайловича.
Но есть интересная «теория заговора»: существует версия о том, что царский кот совсем не тот, за кого его выдают, и на самом деле это метафорическое изображение самого царя Алексея Михайловича. К эзопову языку художник обратился из-за страха воспроизводить истинное лицо царя, поэтому на портрете — кот, в чью выразительную внешность автор работы якобы заложил характер царя.
Другое изображение царского кота встречается в более поздних работах, на полотне «Сцена из домашней жизни русских царей» Вячеслава Шварца в частности. Искусствоведы считают, что Алексей Михайлович играет в шахматы не в личных покоях, а в кабинете, несмотря на домашний стиль в одежде царя. Боярин, играющий в шахматы с царем, стоит — таковы были правила дворцового этикета. Но вот что забавно: внизу, у стола, шахматными фигурками играет кот.
Но и с этой картиной связаны споры, мол, нет точных сведений о том, что художник изобразил именно Алексея Михайловича, и, возможно, перед нами вообще Михаил Федорович. Так или иначе, правду мы не знаем, но сама мысль о том, что по царскому дворцу еще в допетровскую эпоху бегали коты и кошки, умиляет.
Подлинный портрет кота великого князя Московии. Фото: портрет Вацлава Холлара
Тапушок Владимирович Гиляровский
Конечно, упоминать только Тапушка в подзаголовке к этой истории совсем несправедливо — питомцев у Владимира Гиляровского было много, животных он любил по-настоящему, и собак особенно. Тапушок выделяется лишь по той причине, что именно он запечатлен на единственном известном фото дяди Гиляя с собакой, и даже подпись есть на снимке — «Мой Тапушок». А собак у него было и правда много — страсть к ним у него была особенная, хотя по его дому бегали и кошки, а еще был попугай, не простой, а говорящий — он встречал хозяина радостными криками: «Привет, Гиляй! Привет, Гиляй!».
Сегодня мы назвали бы Гиляровского дог-волонтером — вполне справедливо. Он сам подробно описывал, как жестоко отлавливали собак в городе, многие из которых были не бездомными, а потерявшимися: «Когда собака попадет в сеть, они особого рода железным ухватом прижимают собаку самым безжалостным манером к земле и усаживают в клетку. При этом ловчие стараются поймать всегда хорошую, породистую собаку, а не действительно бродячую, которую они обязаны ловить и которую никто не выкупит. Чтобы уловить породистую собаку, ловчие не брезгуют никакими средствами; они выманивают собак со дворов различными способами, то прикармливая их, то прямо выгоняя, для чего ловчим приходится забегать во двор. При этом не обходится иногда и без неприятностей: если дворники заметят, то непрошеных гостей бьют, как это было, например, в прошлом году на Арбате, в доме Львовой, но ловчие «за тычком не гонятся». Ловчие измыслили еще более ловкий способ выманивания собак — «подлаиванием». С этой целью в Котлах они ежедневно практикуются в лаянии, и некоторые из них действительно лают не хуже звукоподражателя Егорова, лающего, как говорят, «лучше собак».
Причем сам Гиляй не оставался в стороне и по-настоящему помогал бездомышам не словом, а делом — мало того, что у него дома ютились собаки и коты, подобранные на улицах Первопрестольной, он к тому же мог купить специальный ошейник с номером и надеть его на бродячую собаку — так он спасал псов от полицейских, чтобы ловчие не забрали хоть кого-то на «живодерню».
Особенно любила дядю Гиляя собачка Хмара — он ее где-то подобрал, а она стала для него настоящим хвостиком — всюду сопровождала, никуда не отходила от хозяина. Так что таких «Тапушков» у Гиляровского было много.
Владимир Гиляровский и его Тапушок. Фото: mosmuseum.ru
Томка Дмитриевич Шостакович
Дети композитора Дмитрия Шостаковича оставили ряд интересных воспоминаний об отце, связанных с животными. Прежде всего Галина и Максим рассказывают об эрдельтерьере Томке — любимце семьи. Известно, что композитор как-то упомянул, что у него есть теория, мол, собачья жизнь так коротка лишь потому, что эти животные принимают все близко к сердцу — когда любимые хозяева уезжали, собака всегда грустила, словно понимая, что с ними предстоит разлука. Говорят же, что когда мы уходим из дома, собаки каждый раз прощаются с нами навсегда…
Томка был не единственной собакой в семье Шостаковичей. Как-то он в очередной раз сбежал. Дети поехали его искать и нашли — дело было в Комарове, на даче артистки Екатерины Корчагиной-Александровской, у той тоже была собачка по кличке Кара. Наблюдая за тем, как Галина и Максим возвращали своего питомца, актриса, видимо, решила, что животных в этой семье любят особенно. Когда Корчагина-Александровская ушла из жизни, то «дачу в Комарове завещала Театральному обществу, антикварную лампу — своей старой подруге, а собаку Кару — композитору Шостаковичу». Композитор отреагировал философски, подметив, что собака — хорошо, не осел и не крокодил. Об этом вспоминает Галина Дмитриевна. Так Кара переехала в семью Шостаковичей.
Хотя котов Дмитрий Дмитриевич любил больше — собаки лаяли и мешали работать, а коты тихие, — Томка был особенной собакой, даже подружился с цыплятами.
Как-то раз Галине и Максиму подарили двух цыплят — дети с удовольствием ухаживали за питомцами, кормили их кусочками колбасы и сыра. Томка проникся к пернатым и даже разрешал им клевать корм из своей миски!
Но история с цыплятами закончилась драматично. К концу лета цыплята выросли, из пухнатых крошек получились петушок и курочка, которых Шостаковичи пристроили соседям. За зиму петушок почему-то стал агрессивным. Летом семья во главе с композитором снова приехала в Комарово, поутру Дмитрий Дмитриевич отправился за водой к колодцу, как вдруг его бесцеремонно атаковал петух — композитор от неожиданности выронил ведро и сделал ноги. Из воспоминаний Максима Шостаковича: «Петух был обречен, поскольку еще до того, как напасть на отца, он бросился на местного почтальона, а это грозило серьезными неприятностями. Пока цыплята были маленькие, Томка их не трогал. Я помню такую сценку: пес ест из своей миски, а петушок клюет из нее с противоположной стороны, и Томка рычит на него, дескать, не забывай, кто тут хозяин».
Дмитрий Шостакович с дочерью Галей и собакой Томкой в Комарове. Фото: Н. Шостакович
Лумп Паблович Пикассо
В Википедии есть необычная статья, посвященная собаке по кличке Лумп. В ней все как у известной личности — даже годы жизни указаны и биография прописана! Такой чести Лумп породы такса удостоился, потому что из своих 17 лет жизни целых шесть прожил с художником Пабло Пикассо, «засветился» на нескольких его работах и покорил его сердце настолько, что тот пускал его в свою мастерскую — такой чести удостаивались немногие.
Вообще, Лумп принадлежал американскому фотографу Дэвиду Дугласу Дункану. Так что подзаголовок здесь тоже не совсем корректный. Впрочем, Лумп наверняка с нами согласился бы. И вот почему.
В 1957 году Дункан взял с собой на встречу с Пикассо Лумпа — в семье была вторая собака, которая с таксой не поладила. Сели обедать, за столом — Пабло Пикассо, Дэвид Дуглас Дункан и Жаклин Рок (будущая супруга Пикассо). Художник, видимо, проникся особыми чувствами к хвостатой спутнице фотографа и стал выяснять, есть ли у Лумпа своя персональная тарелка. Личной посуды у собаки не оказалось, тогда мастер взял в руки кисти, краски и изобразил портрет таксы на своей тарелке — подарок художник вручил Дункану. Пес все понял! Следующие шесть лет Лумп прекрасно себя ощущал в доме художника, новый хозяин кормил с руки, сажал на колени, из всех собак только Лумпа Пикассо брал на руки — привилегий было много, даже больше, чем у знаменитой рогатой «музы» художника, козы Эсмеральды (которая, говорят, оказалась козлом, но переименовывать не стали, хотя по надежным источникам проверить этот факт не удалось).
Пабло Пикассо. Собака Лумп на тарелке. Фото: Дэвид Дуглас Дункан
У Лумпа история закончилась счастливо, но тоже не без драматичного резкого поворота. Вопрос вызывает сам факт: почему такса прожила у художника лишь шесть лет? Что дальше-то было?
В 1964 году у Лумпа случились проблемы со спиной, и его вверили заботам ветеринаров в Каннах — в доме художника возиться с ним никто не стал. Дункан приехал к собаке в лечебницу. Оказалось, что болезнь неизлечимая, и Лумпа перестали кормить, в общем, бросили и оставили умирать. Фотограф забрал таксу и отвез ее в Штутгарт, где для собаки нашелся доктор — лечили Лумпа несколько месяцев, и в итоге он прожил еще десять лет! А умер незадолго до смерти своего второго хозяина — лишь за 10 дней до ухода Пабло Пикассо.